февраль 5, 2009
Торговые сети края меняют ценовую и ассортиментную политику. Как заявляют представители ритейлеров, делать это им приходится на фоне колебаний курса иностранной валюты, дорогих кредитных ресурсов и продолжающегося перераспределения потребительского спроса. Эксперты предрекают падение продаж продукции премиум-сегмента, рост цен на импортные товары и смещение ассортиментной политики сетей к более дешевому предложению.
"Если раньше люди экспериментировали, пробовали новые продукты, то сейчас их потребности смещаются в сторону старого, понятного, недорогого. Чтобы не "замораживать" продукцию на складах, поставщики предпочитают брать проверенные товарные категории", – говорит директор по корпоративному развитию "Новых торговых систем" (развивает франшизы "Пятерочка" и "Патэрсон") Александр Агеев. Такая ситуация могла бы стать выигрышной для местных производителей, однако ритейлеры имеют ряд конкретных претензий к работе с ними.
Цены на импортную продукцию обязательно возрастут. В этом уверены представители всех активно работающих в крае сетей. Однако последствия для каждого из ритейлеров будут разные – в зависимости от того, какую часть иностранный товар занимает в общем объеме представленной продукции.
Учитывая формат наших магазинов, потребители этого не почувствуют. Доля импорта у нас ничтожно мала. Около 70% ежемесячной выручки приносят товары местных производителей. Повышение цен на иностранную продукцию будет чувствительным для компаний, чей ассортимент составляет 15 тыс. наименований, у нас же он гораздо меньше – 4,5 тыс. позиций. В большей мере эта тенденция отразится на бакалее, то есть продуктах, которые не относятся к группе товаров первой необходимости. Это классика 1998 года. Если каждые 10 дней курс доллара будет увеличиваться в два раза, то ценник будет меняться так же часто. Если же доллар будет стоить в пределах 33 рублей до конца года, то цены останутся на прежнем уровне.
Не страшатся роста цен на импортную продукцию и в "Торговом дворе "Аникс". По словам генерального директора Юрия Никитина, в сети доля импортной продукции – менее 10%. "Увеличения цены на нее потребитель не почувствует. Мы ориентируемся на спрос покупателя, поэтому, если потребуется, будем наращивать долю дешевой продукции".
Кирилл Мюрзепп, директор по закупкам компании "Лента", отмечает: "Цены поставщики повышают одинаково для всей розницы. Безусловно, импортную продукцию в ближайшее время ждет подорожание, вслед за этим поднимут закупочные цены и отечественные производители. После Нового года уже возросла стоимость на импортную замороженную рыбу, что отразилось на ценах и российских поставщиков. Та же ситуация складывается с российской свининой и птицей". По словам Юрия Никитина, за последние два месяца на 15–17% поднялась стоимость мяса, в основном из-за увеличения пошлин на импортное сырье. "В результате подорожали колбасы и полуфабрикаты, для производства которых оно используется", – отмечает руководитель "Аникса".
Тенденция рынка кажется на первый взгляд благоприятной для местных производителей. Теоретически они имеют больше шансов попасть на полки торговых сетей. По словам начальника краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности Татьяны Зелениной, за последний месяц по отношению к аналогичному периоду прошлого года практически не по одному наименованию продуктов питания повышения цены не происходило. "Хотя изменения на рынке, безусловно, влияют на уровень цен у местных производителей и на уровень потребительских цен", – замечает г-жа Зеленина.
На заседании по вопросу совершенствования товаропроводящей сети продовольственного рынка в краевой администрации под председательством первого вице-губернатора Сергея Локтева 27 января им было высказано пожелание увеличить долю товаров алтайских производителей в сетях до 65% к концу текущего года. Но как на самом совещании, так и в беседе с "ВД" ритейлеры по-прежнему выражают недовольство местной продукцией.
"Наши производители, к сожалению, пока не готовы заместить составляющую импортных товаров. В основном это касается качества продукции, условий поставки (строгое наличие всех сопроводительных документов, соблюдения сроков и объемов поставок и т. д.). Именно из-за того, что не все локальные производители готовы модернизировать свое производство и соответствовать современным требованиям рынка, ритейлеры будут продолжать сотрудничать с федеральными и иностранными производителями", – говорит Кирилл Мюрзепп (доля местных поставщиков в барнаульском гипермаркете "Лента" – около 20%). По словам эксперта, российские сельхозпроизводители не способны удовлетворить потребности рынка в говядине, которая, как и большое количество российских мясопродуктов, импортируется из Латинской Америки.
Юрий Никитин считает, что возможность увеличить долю алтайских продуктов на полках ритейлеров до 65% будет связана не только и не столько с готовностью сетей. В большей мере на это влияет возможность алтайских производителей предоставить соответствующий ряд товаров, удовлетворяющих запросам сети по таким параметрам, как норма упаковки, вид и оформление упаковки, соответствие техническим регламентам торговой сети, доставка товара, его цена и качество. "Я буду только рад, когда все многообразие товаров с нужными свойствами, необходимых потребителю, можно будет закупить, не выезжая за пределы Алтайского края", – признался г-н Никитин.
В настоящее время около 70% товаров в различных сетях (электробытовой техники, продовольственной, аптечной) приходится на импорт. Тем не менее мы не ожидаем значительного изменения ассортимента торговых сетей. Прежде всего, и это подтверждается статистикой по январю, сокращение ассортимента произошло в премиум-сегменте товаров. Безусловно, доля и ассортимент импортных товаров будут уменьшаться, но существенной перемены не произойдет, поскольку внутренних российских товаров-заменителей недостаточно, а по некоторым позициям (в особенности в аптечном производстве и электробытовой техники) их просто нет. При этом в условиях падения покупательной способности сети вынуждены сокращать собственную наценку, оптимизировать бизнес-процессы, но падения цен не будет точно.