Лола Жигальцова: "Менять формат "Ленты" мы не собираемся"

февраль 17, 2009

Представители региональной власти в связи с усугублением экономического кризиса вновь заговорили о необходимости увеличения доли местных производителей на полках ритейлеров. Свой взгляд на эту перспективу, а также оценку потенциала регионального гипермаркета представила Лола Жигальцова, директор барнаульского торгового центра "Лента", принадлежащего одноименной федеральной сети.

Лола Жигальцова считает, что кризис не позволит магазинам "у дома" стать популярнее гипермаркетов. "Дело не в среднем чеке, а в экономии", - отмечает она.
Павел Водопьянов

Местная доля

– Лола Исмаиловна, сейчас вновь поднимается вопрос о доле присутствия на полках ритейлеров товаров местных производителей. Какова эта доля в барнаульском гипермаркете "Лента"?

– Товары длительного пользования поставляются в гипермаркет федеральными производителями, а Fresh Food – мясо, молочная продукция, сыры, колбасные изделия – представлены алтайскими предприятиями. В каждом регионе мы стараемся подходить к этому вопросу индивидуально и договариваться с лидерами местных рынков о сотрудничестве на выгодных условиях. Сейчас доля товаров местных поставщиков в барнаульской "Ленте" составляет около 20%. Мы работаем с компаниями "РМП-Барнаул", "Барнаульский пищевик", "Киприно", "Лакт и Ко", с индивидуальным предпринимателем Шустовой и другими.

– На недавнем заседании в администрации Алтайского края, где присутствовали представители торговых сетей и производители, обсуждалась возможность увеличения доли алтайских товаров на полках ритейлеров до 65%. Это реально?

– Это выполнимо, например, для молочных продуктов или хлебобулочных изделий. Но не более того.

В I квартале 2009 года мы планируем увеличить долю местных производителей в категориях "кондитерские изделия" и "бакалея". Однако требования при отборе поставщиков предъявляются строгие. Главные критерии – это качество продукции, гарантированные сроки и объемы поставок.

– Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей России приняли документ, согласно которому ритейлеры не должны взимать с производителей небрэндированной сельхозпродукции "входные" бонусы, "плату за полку" и другие дополнительные платежи. "Лента" также присоединилась к данному соглашению. Какие шаги были предприняты барнаульским гипермаркетом для выполнения условий договоренности?

– Мы готовы заключать договоры с сельхозпроизводителями на установленных условиях. Однако сами сельхозпроизводители пока не совсем готовы к работе с "Лентой". Сейчас подавляющую часть сельхозпродукции мы получаем не напрямую, а от различных "торговых домов", которые имеют выстроенную систему логистики и документооборот в соответствии с требованиями нашей сети.

Суд да дело

– Насколько нам известно, часть площадей "Ленты" в других городах сдается для организации кафе и небольших ресторанов. Есть ли подобные планы у барнаульского гипермаркета?

– Вся арендная зона "Ленты" в Барнауле уже практически сдана. И наши покупатели могут воспользоваться дополнительными сервисами: химчисткой, услугами салона сотовой связи, могут купить цветы, ювелирные изделия и т. д. Точка общепита в гипермаркете пока не открыта. Но сейчас мы ведем переговоры с крупными сетевыми операторами рынка. Как только экономическая ситуация в стране немного выровняется, а это произойдет, думаю, ближе к весне, посетителям можно будет ждать открытия кафе или ресторана.

– В планах барнаульской сети DIY "Практика" открытие своего гипермаркета рядом с "Лентой". Насколько вы готовы к такому соседству? Известно, что занять эту площадку планировали и некоторые зарубежные DIY-ритейлеры.

– Мы не специализируемся на продаже товаров DIY, поэтому позитивно относимся к соседству с DIY-ритейлерами. Обычно оно приводит к росту трафика в рамках конкретной локации в целом.

– На каком этапе находится судебное разбирательство с ОПХ им. Докучаева относительно застройки участка, где сейчас располагается "Лента"? Каков ваш прогноз относительно его дальнейшего хода?

– После отказа ОПХ им. Докучаева от бессрочного пользования земельным участком в ноябре 2008 года в пользу компании "Лента" Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю должно было принять решение о прекращении права собственности ОПХ им. Докучаева на земельный участок. Документы ОПХ им. Докучаева подавало еще осенью 2008 года, но по неизвестным нам причинам решение в управлении до сих пор принято не было.

Говорить о дальнейшей судьбе земельного участка можно будет после того, как мы получим ответ из управления.

Продажи будут расти

– По некоторым прогнозам, последствия финансового кризиса, в том числе низкая потребительская активность, пошатнут позиции формата "гипермаркет". Вы не опасаетесь, что "Лента" вскоре потеряет в объемах продаж?

– Нет. Гипермаркет по-прежнему остается у российских потребителей одним из наиболее востребованных форматов. Многие потребители считают, что в магазинах "у дома", они тратят меньше. Об этом говорят наши исследования. Однако ценовые мониторинги показывают обратное. Дело в том, что значительная часть покупателей не ведет учета затрат на покупки, а ориентируется на стоимость разового приобретения, которая в магазинах "у дома" составляет 200–500 рублей. Средний чек в гипермаркете существенно выше. Однако формат гипермаркета дает заметную экономию при покупке стандартной потребительской корзины.

Поставщики повышают цены одинаково для всей розницы в связи c изменением курса валюты, поэтому, безусловно, импортную продукцию в ближайшее время ждет подорожание. Вслед за этим поднимут цены и отечественные производители.

После Нового года уже вырос ценник на импортную замороженную рыбу, что отразилось на ценовой политике российских поставщиков. Та же ситуация происходит с российской свининой и птицей. Однако в среднем по городам присутствия "Ленты" стоимость продуктовой корзины в нашей сети на 11% ниже, чем у ближайших конкурентов. Кроме того, покупки в гипермаркетах совершаются один-два раза в неделю и планируются заранее. Поэтому мы не собираемся менять формат "Ленты" в ближайшее время и сосредоточимся на его совершенствовании и развитии.

– В связи с кризисом некоторые торговые сети отказываются от предоставления дисконтных карт или сокращают процент скидок? Есть ли подобные шаги в планах "Ленты"?

– Нет. Более того, в течение всего года мы будем выпускать каталоги как праздничные – к 23 февраля и 8 Марта, так и регулярные, где будем предлагать товары со скидкой в 30–70%.

– Каковы ваши прогнозы по продажам на 2009 год?

– Мы прогнозируем прирост оборота сети "Лента" в 2009 году на 28% в рублях. Существует закономерность, согласно которой в зависимости от расположения первые два – четыре года после открытия продажи гипермаркета активно растут. Среди 20 гипермаркетов "Лента" в регионах самому "старому" пока только два года.

Кроме того, стоит отметить, что наибольшим спросом в период кризиса будут пользоваться магазины, делающие ставку на ценовое лидерство. Поэтому формат экономичного гипермаркета, по моим прогнозам, сможет привлечь большое количество новых посетителей за счет снижения интереса к магазинам, ориентированным на реализацию среднедорогих и дорогих товаров.

Справка

"Лента" – одна из крупнейших в России сетей розничной торговли, основанная в 1993 году. В настоящее время в различных регионах России работает 34 гипермаркета сети "Лента". Из них 14 – в Санкт-Петербурге, четыре – в Новосибирске, по два – в Нижнем Новгороде и Краснодаре. По одному торговому комплексу "Лента" есть в Астрахани, Барнауле, Великом Новгороде, Волгограде, Петрозаводске, Омске, Тольятти, Тюмени, Рязани, Набережных Челнах, Саратове и Пензе. Постоянными покупателями гипермаркетов сети "Лента" сегодня являются свыше 2,5 млн. человек. Объем продаж в целом по сети в 2008 году превысил $ 2, 344 млрд.

Торговая площадь комплекса "Лента" в Барнауле – около 6 тыс. квадратных метров.

Оборот гипермаркета в декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года вырос на 47%. Прирост покупателей составил около 70%.

В 2008 году "Лента" вела строительство трех торговых комплексов – в Ростове-на-Дону, Омске и Новороссийске. Запланированные инвестиции в каждый объект – более 600 млн. рублей.

Досье

Что мы знаем о Лоле Жигальцовой

Лола Исмаиловна Жигальцова родилась 9 марта в Барнауле. В 1991 году окончила Алтайский государственный технический университет по специальности "Энергоснабжение промышленных предприятий". После окончания вуза три года проработала инженером на радиозаводе. В период с 1995 по 2000 год занималась частным бизнесом. Затем перешла в компанию "Холидей", где поднялась по карьерной лестнице с должности заведующей секцией до управляющей одного из магазинов сети. В 2007 году назначена на должность директора торгового центра "Лента" в Барнауле.

В 2008 году г-жа Жигальцова получила второе высшее образование в Московском государственном университете по специальности "Административный менеджмент".

Лола Жигальцова замужем, у нее есть сын.