Социальные магазины объединяются в отраслевой союз

февраль 24, 2009

Барнауле идет процесс создания еще одной отраслевой организации – союза социальных магазинов. С предложением сформировать данное объединение выступила администрация города. Здесь полагают, что, объединившись, социальные магазины смогут получить бонусы за счет централизованной работы с поставщиками товаров. В настоящее время интерес к инициативе мэрии демонстрируют 16 фирм.

Как пояснил Борис Шеляков, председатель городского комитета по торговле и услугам, социальные магазины являются аналогом розничных точек для льготников "Ветеран", которые работали в период СССР. Статус социального, по словам г-на Шелякова, магазин приобретает на добровольной основе. И никаких льгот со стороны мэрии в настоящее время для таких торговых точек не предусмотрено. Однако директор одного из магазинов данного типа на условиях анонимности сказал, что приобретение статуса социального предприятия, как правило, инициируется городской администрацией.

По данным мэрии, в Барнауле действует 71 социальный магазин. Борис Шеляков говорит, что городская власть заинтересована в наличии таких торговых точек. Но по ним ощутимо ударил финансовый кризис, и некоторые соцмаги могут закрыться. Поэтому их владельцам предложили создать союз. Руководители 16 фирм отреагировали положительно. На общем собрании была сформирована инициативная группа, в которую вошли представители четырех предприятий: "Маркет "Южанин", "Виталинка", "Лето" и "Гербера". Светлана Емельянова из "Виталинка" пояснила, что в новую организацию приглашаются только те компании, которые имеют не более трех торговых точек. Также она сообщила, что первое время союз будет существовать без регистрации юридического лица.

Андрей Исаев,
исполнительный директор фирмы "Маркет "Южанин":

Главная цель объединения – сохранить на существующем уровне цены в магазинах нашего типа в условиях кризиса или даже снизить их. Один магазин не может ставить поставщикам свои условия сотрудничества. Он подстраивается и под цены, и под формы оплаты, и под сроки доставки товара. Объединение было бы в данной ситуации более влиятельным контрагентом.

Светлана Емельянова описала возможную схему сотрудничества новой организации с поставщиками, подчеркнув при этом, что данный вариант находится в доработке.

Светлана Емельянова:

Если сегодня у каждого магазина налажены партнерские отношения с разными производителями и дистрибьюторами, то мы хотим найти общих для союза поставщиков. И каждый из членов объединения сможет заключить с ними договор на одинаковых условиях. Все расчеты предприятия будут вести самостоятельно. Но поставщик получит гарантированный заказ на определенный объем продукции.

Также г-жа Емельянова отметила, что союз не намерен лишать своих участников права сотрудничать и с прежними партнерами, если магазины в этом заинтересованы. И единые для союза поставщики, по крайней мере, на первом этапе его существования, будут далеко не для всего ассортимента товаров.

"На общем собрании мы определили продуктовые группы, с которыми работают все, – говорит Светлана Емельянова. – Это весовые крупы, яйцо, мясо птицы и рыба. Инициативная группа уже получила первые предложения поставщиков по данной продукции и рассматривает их. Могу сказать, что поставщики предложили скидки от 5% и более".

Борис Шеляков отметил, что при всех очевидных преимуществах союза его членам придется пойти на определенную жертву – некоторую потерю самостоятельности. "Сейчас у каждого торгового предприятия есть свои поставщики. Если же эти фирмы объединятся в союз, то им придется корректировать взаимоотношения с ними", – сказал он.

Кому положен статус соцмага

Положение об определении статуса социального предприятия розничной торговли было утверждено мэрией еще в 2005 году. Социальным является магазин, который реализует товары из рекомендуемого ассортиментного перечня по ценам "ниже базовых среднерыночных". Клиенты таких магазинов – малообеспеченные граждане. Список товаров для них установлен также мэрией. Скидка в таких торговых точках составляет 5–10%. Она предоставляется при наличии у покупателя специальной социальной карты. Эти карты торговые предприятия выпускают за свой счет. Некоторые социальные магазины работают исключительно с обладателями таких карт, другие обслуживают и обычных покупателей, но без скидок.