март 10, 2009
В прошлогоднем послании Федеральному Собранию РФ президент Дмитрий Медведев озвучил несколько политических инициатив, которые призваны существенно укрепить роль законодательной ветви власти на всех уровнях: от федерального до муниципального. Он предложил "принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь".
К числу его предложений относились необходимость правительства отчитываться перед депутатами Госдумы, формирование Совета Федерации из депутатов местных парламентов, предоставление приоритетного права предлагать кандидатуру губернатора той партии, которая набрала на региональных выборах наибольшее число голосов, право муниципальных парламентов снимать глав городов и районов. Первые три инициативы уже реализованы и закреплены законодательно.
Николай Рыжак, представитель "Единой России" в Госдуме РФ.
Михаил Хаустов
Однако ряд экспертов полагает, что все перечисленные меры призваны укрепить роль и влияние не столько законодательной власти, сколько партии "Единая Россия", которая таким образом, доведя создание вертикали власти до логического завершения, получит возможность тотального контроля. В этих условиях говорить о влиятельности законодательной власти как таковой не приходится. Газета "Ваше дело" обратилась к действующим и бывшим депутатам Госдумы от Алтайского края, представляющим разные политические силы, с просьбой оценить влиятельность парламента.
Он был депутатом двух муниципальных образований, четырежды избирался в краевой парламент, возглавлял многие ключевые комитеты, был лидером фракции. Избравшись в Госдуму по списку "Единой России", Николай Рыжак еще раз повысил свой депутатский статус. Упреки в том, что думская фракция несамостоятельна в решениях, он считает необоснованными. А главным критерием утверждения законопроекта или отказа в этом называет соответствие интересам населения, а вовсе не следование указаниям сверху.
– В сегодняшней непростой экономической ситуации внимание к работе партии "Единая Россия" особенно большое. Партия ассоциируется у населения с властью, и поэтому на нее возлагаются большие надежды и ответственность. Какое место в этом раскладе занимает именно фракция "ЕР" в Госдуме?
– Фракция "Единая Россия" имеет квалифицированное большинство не только в Государственной Думе, но и во многих региональных парламентах. Сегодня связка "президент – правительство – парламент" как никогда крепка, потому что все звенья этой цепи работают на одну цель, тем более сейчас, в сложное, кризисное время. Думаю, будь это иначе, люди бы не поняли этого, потому что все ветви власти избираются народом, им оказывается кредит доверия, от них ждут решительных действий в кризисной ситуации. С них избиратели и будут спрашивать.
Многопартийные парламенты – идеальный механизм для контроля за исполнительной властью на местах, полагает представитель "Справедливой России" в Госдуме от Алтайского края Александр Терентьев. Обновление законодательства, повышающее роль парламентариев, сегодня укрепляет партию "Единая Россия", но уже в следующем избирательном цикле ситуация может измениться, и законы, принятые с учетом интересов партии власти, завтра могут помочь другим политическим силам.
– Сегодня законодатели наделены сразу несколькими дополнительными функциями влияния. Как вы думаете, эти шаги укрепят законодательную власть или позиции партии "Единая Россия", которая доминирует сегодня в парламентах?
– Развитие страны возможно только в условиях сильной многопартийной системы, в которой рождаются идеи, идет отбор и подготовка кадров, повышается ответственность исполнительной власти. Это показывает опыт всех передовых стран. И новации, о которых идет речь, логично вписываются в эту стратегию повышения роли партий в политической системе страны. Речь идет именно о целенаправленной стратегии. Хотя в тактическом плане это может рассматриваться как попытка укрепления позиций "Единой России". Но завтра может получиться так, что эти законы сыграют против нее. Кто сказал, что по итогам следующего избирательного цикла "ЕР" обязательно победит? Многое может измениться к 2011 году. И этими законами будут пользоваться другие политические силы.
Независимый политик Владимир Рыжков может рассказывать о новейшей истории парламентаризма в России, обращаясь к собственному опыту. Он был депутатом Госдумы в течение четырех созывов. О работе сегодняшнего состава Госдумы он говорит без пиетета. Он объяснил, почему считает нынешнюю законодательную власть в России мертвым институтом.
– Руководство страны заявляет об усилении роли законодательной ветви власти. Так ли это, на ваш взгляд?
– Если послушать наших руководителей, то в стране давно расцвела демократия, рыночная экономика и правовое государство. А вот как посмотришь на дела... С одной стороны, премьер-министр говорит в Давосе, что правительство намерено помогать бизнесу. А с другой, милиция отбирает бизнес у Евгения Чичваркина, объявляет его уголовником, и теперь он – человек, который создал самую успешную в стране сеть магазинов по продаже мобильных телефонов, – ни за что ни про что скрывается в Лондоне.
И когда говорят, что у нас кто-то собирается повышать роль законодательной власти, это просто смешно. Законодательная власть сегодня в целом по стране занимает очень низкое положение. И просвета не видно. Более того, в последние несколько месяцев приняты решения, которые еще больше отстранили ее от реального влияния. Вот пример. Государственная Дума с подачи правительства приняла закон о том, что исполнительная власть всех уровней под предлогом кризиса может менять бюджеты, перебрасывать деньги со статьи на статью без согласия законодателей. Это прямое нарушение Конституции, в которой сказано, что бюджет принимается и изменяется только законом.
Второй пример. Еще осенью Госдума приняла беспрецедентный закон, позволяющий 12 членам парламента: шести депутатам Госдумы и шести членам Совета Федерации – перераспределять деньги федерального бюджета из статьи в статью. То есть теперь, по сути, достаточно 12 правильно подобранных человек, которые будут осуществлять полномочия парламента РФ. Это тоже прямое нарушение Конституции. Наш доблестный Конституционный суд молчит.
Государственная Дума управляема Кремлем, но это вовсе не значит, что небольшие фракции не должны ничего предпринимать и пустить работу в парламенте на самотек, отдав инициативу "Единой России". Так считает Алексей Багаряков, депутат, прошедший в ГД по списку КПРФ от Алтайского края.
– Не секрет, что многие называют Госдуму "карманной". Насколько вы, член оппозиционной партии, готовы с этим согласиться? Это неприятно для вас?
– Федеральное Собрание РФ состоит из Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы. Вот Совет Федерации, на мой взгляд, – абсолютно неработоспособный орган. У нас же в Думе есть место хоть каким-то дискуссиям. Мы спорим. Нам дают трибуну, иногда даже публикуют наши выступления. Но я ни разу не слышал ни одного острого замечания, которое бы исходило из стен СФ. Две трети верхней палаты состоит из бизнесменов, которые пришли туда решать вопросы своего личного бизнеса. Остальная часть – это бывшие чиновники, которых взяли "Христа ради".
Теперь что касается Госдумы. Действительно, ее называют "карманной". И действительно, она сегодня очень управляемая. Две трети ее составляют члены "Единой России". Нам, конечно, это неприятно. Наши избиратели спрашивают: "А вы почему, такие-сякие, приезжая к нам, говорите, что за нас, а на самом деле ничего не делаете?" И мы пытаемся им объяснить, что это они пришли в декабре на участки, избрали такую Думу. Теперь мы имеем то, что имеем.