март 20, 2009
Основные тенденции отрасли связи в период кризиса, а также способы увеличения эффективности телекоммуникационных компаний в ситуации экономической нестабильности обсуждались 10 марта в Новосибирске, где состоялся "круглый стол" по теме "Телеком-рынок в условиях кризиса". На мероприятии присутствовали представители магистральных операторов и интернет-провайдеров, работающих с конечными потребителями, а также аналитики отрасли. Все озвученные тренды, по утверждению экспертов, характерны сегодня для Сибирского региона.
Оксана Силантьева
Встреча подобного уровня проводилась в Новосибирске впервые. Ее организаторами выступили компания "Ростелеком" и газета "Континент Сибирь".
Одна из наиболее заметных тенденций настоящего времени, обозначенная многими спикерами, – существенное снижение доходов от корпоративного сегмента пользователей. Роман Кравцов, первый заместитель директора Сибирского филиала "Ростелеком", назвал сегмент бизнес-клиентов "одним из наиболее подверженных кризисной ситуации". А Антон Ворыхалов, старший консультант аналитического агентства IKS-Consulting, отметил, что доходы сотовых компаний в секторе работы с юридическими лицами с конца 2008 года упали на 10–20%. "По нашей оценке, прирост абонентской базы в данном сегменте в 2009 году составит 6%, при этом доходы операторов от него практически не изменятся. То есть ARPU (средние затраты на связь одного абонента. – ) в 2009 году сократится", – сказал он.
Однако, по мнению Валентина Левина, директора по развитию интернет-провайдера "СибелТелеком", ситуация в нише бизнес-клиентов не столь однозначна. "В связи с повышением цен на рынке недвижимости в корпоративном секторе наблюдается бум переподключений, – сказал он. – Многие фирмы сейчас переезжают и в новых офисах вынуждены заново подключаться к Интернету. То есть, с одной стороны, в данном сегменте налицо общий спад, а с другой – волна переподключений".
Антон Ворыхалов обозначил еще несколько трендов, которые, по прогнозам IKS-Consulting, будут актуальны в текущем году. Во-первых, это дальнейший активный рост рынка интернет-доступа в городах с населением 200–750 тыс. человек. "Он будет обеспечиваться за счет заполнения емкости уже построенных сетей. Хотя здесь динамика будет зависеть от ситуации в России в целом. Ведь зачастую такие города строятся вокруг нескольких градообразующих предприятий, которые сейчас несут существенные потери – как по зарплате, так и по загруженности мощностей", – заметил эксперт.
Вторая тенденция – уменьшение числа мелких операторов в связи с банкротством и поглощениями. Третья – увеличение цены на рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД). "Это связано и с ростом затрат самих операторов, и с повышением уровня инфляции в стране, – пояснил г-н Ворыхалов. – Рост цен может составить порядка 15–20%. И мы полагаем, что данная тенденция сохранится в 2010 году". И четвертый тренд, согласно исследованию IKS-Consulting, – возможное приостановление масштабных проектов по строительству сетей. Впрочем, представители операторов связи поставили под сомнение прогнозы об увеличении цены на услуги ШПД. Практически все менеджеры телекоммуникационных компаний заявили, что повышение стоимости услуг в их планы не входит.
Кроме актуальных рыночных тенденций участники мероприятия обсудили антикризисные меры и назвали коммерческие проекты, которые в настоящее время могут быть наиболее востребованными. Реакция компаний на существующие экономические условия оказалась довольно традиционной – это сокращение издержек и стремление к увеличению валовой выручки за счет разработки новых сервисов. Необычными можно назвать совместные проекты операторов, предоставляющих разные, иногда конкурирующие, услуги.
Владимир Деревяшкин, генеральный директор "Скай Линк – Новосибирск", рассказал о партнерском проекте с "Сибирьтелеком" – услуге "БитБайт". Данное предложение появилось на рынке осенью прошлого года в нескольких регионах СФО. В Алтайском крае оно пока не представлено. Новый сервис от "Сибирьтелекома" обеспечивает клиенту доступ как к фиксированному, так и мобильному Интернету в зависимости от потребностей пользователей в конкретной ситуации. В помещении компьютер подключается к проводам. Но при этом у абонента есть возможность с помощью ноутбука и USB-модема выйти в сеть и вне дома или офиса. "Актуальность этого проекта в том, что он не потребовал никаких капитальных затрат, – сказал Владимир Деревяшкин. – При этом "Сибирьтелеком" получил возможность оказывать новую услугу и получать дополнительный доход. Мы также получаем прибыль за пропуск трафика через нашу сеть CDMA. Такие направления сотрудничества в сегодняшней ситуации очень своевременны, поскольку базируются не на конкуренции, а на интеграционных решениях".