март 23, 2009
С начала года несколько барнаульских поставщиков и производителей ведут судебные тяжбы с компанией "Ладья", которая развивала в барнаульском "Сити-центре" супермаркет "Ладья-маркет". То, что финансовые трудности не позволяют крупному магазину рассчитаться по поставкам, видно невооруженным глазом – на полках появляется все больше простора. Помимо этого, на прошлой неделе в Арбитражном суде Алтайского края появился иск "Торгового дома "ДВС", который в интересах "Сити-центра" требует расторжения долгосрочного договора аренды с "Ладьей". Причина – нарушение договора по шести позициям. Одна из них – долг 3,5 млн. рублей.
Дмитрий Лямзин
Исполнительный директор алкогольного дистрибьютора "Мозель-Барнаул" Андрей Данков, которому "Ладья", по материалам суда, должна более 100 тыс. рублей, не верит, что у ритейлера нет средств для погашения долгов. "Мы знаем, что на их счете в "Газпромбанке" есть финансы. Но вместо расчетов "Ладья" на предварительных слушаниях в суде дает невнятные объяснения, из которых следует, что она ничего нам не должна. И такая позиция по отношению практически ко всем поставщикам", – говорит г-н Данков.
Директор "Торгового дома "Касмалинский" Вера Скачкова рассказала, что сумма исковых требований ее предприятия составляет около 50 тыс. рублей. "Долг копится уже полгода. В компании не хотят даже разговаривать с нами, но в суде они пообещали вернуть деньги", – поясняет г-жа Скачкова.
Юрист одного из дистрибьюторов "Ладьи" сообщил, что его предприятие отозвало иск на сумму около 150 тыс. рублей еще в январе, поскольку на стадии предварительных слушаний долг был погашен. Он полагает, что причиной положения, в котором оказался ритейлер, стала невозможность перекредитации в банках.
Генеральный директор "Торгового двора "Аникс" Юрий Никитин видит корень проблемы в просчетах менеджмента: "Есть в премиальном сегменте хорошо организованные магазины, а есть – средне и плохо организованные. Те, которые были организованы хуже, закроются". "Люди с доходом выше среднего могут отказать себе в покупке дома, новой машины, но в ежедневных потребностях они себя не ограничивают, – продолжает г-н Никитин. – Так что закрытие "Ладьи" – не вопрос кризиса, а вопрос того, что супермаркет был неправильно организован. Я думаю, что дело в менеджменте, в идее, в правильном позиционировании".
Проблемы ритейлера известны и в городской администрации. Председатель комитета по потребительскому рынку и услугам Борис Шеляков отмечает, что кризисная ситуация в супермаркете длится с января. "Как только прошел предпраздничный всплеск потребительского спроса, "Ладья" перестала быть тем узнаваемым магазином, который мы привыкли видеть. Естественно, что у супермаркета очень большая кредиторская задолженность. Это видно, поскольку поставщики перестали отгружать товар. "Ладья" могла бы переехать с арендуемых площадей и рассчитаться своим имуществом, иными ресурсами. Но уйти она не может, поскольку есть некая юридическая казуистика", – поделился г-н Шеляков.
Под казуистикой подразумевается долгосрочный договор на размещение "Ладьи" в "Сити-центре". Его срок истекает только в следующем году. О том, что иск на расторжение договора уже подан в арбитражный суд, генеральный директор "Сити-центра" Анатолий Чайка прямо не заявляет. Однако и не отрицает, что "Ладья", скорее всего, перестанет работать на данной площадке.
Факт подачи иска подтвердил помощник председателя Арбитражного суда Алтайского края Антон Сбитнев. Заседание назначено на 14 апреля. Требования истца мотивированы нарушениями договора аренды по шести пунктам, в числе которых долг 3,5 млн. рублей.
Анатолий Чайка пояснил ситуацию так: "Пятилетний договор аренды и сегодня является действующим. Он зарегистрирован в регцентре. Все юридические права соблюдены. Поэтому процедура расторжения будет происходить в рамках правового поля. Повышения арендных ставок для них не было. С якорными арендаторами так не шутят. Торговый центр совершенно не заинтересован в том, чтобы расставаться с потокообразующими арендаторами". Заместитель директора "Сити-центра" Сергей Попов добавил, что с осени прошлого года торгово-развлекательный комплекс шел на уступки арендаторам и в среднем опустил ставку аренды на 30%.
Исполнительный директор "Ладьи" Анна Миляева отказалась комментировать положение супермаркета. А собеседник, которого Анатолий Чайка представил "ВД" как менеджера компании "ДАС", руководящей "Ладьей", объяснил ситуацию тем, что в условиях кризиса банки закрыли кредитные линии, а оборотные средства были "вымыты". По его словам, предложение о временном сокращении арендной нагрузки не было удовлетворено. А в данный период снижение арендной платы уже не спасет ситуацию. Компания принимает меры по стабилизации положения.
Анатолий Чайка сообщил, что уже занимается поиском нового арендатора на место "Ладьи". Помочь в переговорном процессе готов и Борис Шеляков, как только будут завершены юридические процедуры по расторжению договора аренды. Однако пока желающих работать в "Сити-центре" не нашлось.
"В поисках нового арендатора мы ориентируемся на желание иметь прежний формат супермаркета. Ассортимент должен быть минимум 16–18 тыс. наименований. Это жесткое условие, которое мы предъявляем к любому продуктовому ритейлеру. Москвичи говорят, что им интересен Барнаул, но из-за нестабильности финансово-экономического положения предпочитают отложить разговор на более поздний срок", – рассказал о результатах поисков г-н Чайка. Он отметил, что нового партнера компания искала как среди федеральных, так и местных сетей.
Юрий Никитин говорит, что "Аниксу" не предлагали попробовать себя в качестве арендатора в "Сити-центре". Он уверен, что встать там должен ритейлер, имеющий опыт работы именно в премиум-сегменте. "Если начать с конструирования магазина, то для определенного формата необходим конкретный модельный ряд оборудования, жесткий объем площадей, выделенных под те или иные товарные категории. Следующий шаг – это развитие товарных групп, представленность ассортимента в них, определенные поставщики, работа с товаром в магазине. У нас пока нет того набора знаний и умений", – говорит г-н Никитин.
Снижение покупательской активности затронуло все сегменты рынка, и премиальный не стал исключением. В дискаунтерах и магазинах среднеценового сегмента падение обусловлено уменьшением "среднего" чека за счет переориентации потребителей на более доступные товары. В премиум-сегменте падение связано с сокращением потока покупателей.
На сибирском рынке говорить о состоянии премиального сегмента очень сложно, так как он и до кризиса был развит слабо. Полноценных магазинов премиум-класса практически не было. Как правило, это отделы в крупных супермаркетах, где представлен дорогой алкоголь, деликатесы и т. д., либо такие товары присутствуют в общем ассортименте.
В Сибири отдельные супермаркеты премиум-класса вряд ли будут пользоваться большой популярностью, тем более в период кризиса.
Немаловажную роль для магазина любого формата играет его расположение.
Для магазинов премиум-сегмента оптимальным является расположение около деловых центров, жилых массивов бизнес-класса. По сути, ни того, ни другого в полноценном виде нет практически ни в одном сибирском городе. Поэтому наиболее оптимальным будет иметь в ассортименте супермаркетов определенную долю дорогих товаров.
Безусловно, сегодня в ритейле наблюдаются тенденции возврата к прошлому. В частности, вновь появляются магазины старого формата с продавцами за прилавками, снижается ассортимент как за счет сокращений в одной товарной группе, так и за счет отказа от определенных групп товаров в целом. Однако не следует говорить о возврате розницы в 1980-е годы.
Площадь торгового зала супермаркета "Ладья" составляет 1,2 тыс. кв.м.
Газета "Ваше дело" будет следить за развитием событий.