Андрей Семенов: "Падение трафика и доходов мы не отмечаем"

апрель 7, 2009

Региональные представительства сотовых операторов долгое время воздерживались от откровенных комментариев, касающихся текущей экономической ситуации. Их специалисты говорили, что кризис почти никак не отразился на отрасли. И хотя многие аналитики действительно констатируют устойчивость коммуникационной сферы в настоящее время, все же и сотовикам приходится считаться с изменившимися условиями рынка. Андрей Семенов, директор объединенного филиала "ВымпелКом" в Алтайском крае, в интервью подтвердил этот факт. Кроме того, он рассказал о стратегии развития "ВымпелКома" в крае в условиях продолжительной нестабильности.

Андрей Семенов опроверг слухи о том, что услуги сотовой связи могут подорожать на 30-40%. "Предпосылок для этого нет", - уверен он.
Павел Водопьянов

Быстрее – значит дороже

– Андрей Владимирович, эксперты считают, что кризис повлиял на телекоммуникационную отрасль в меньшей степени, чем на другие секторы экономики. Вы согласны с этим утверждением?

– По большому счету, да. Кризис отражается на связи не так сильно, как, например, на обрабатывающей промышленности. Мы не заметили каких-либо существенных изменений в трендах. Учитывая традиционные сезонные спады в использовании услуг, нет каких-либо оснований говорить, что происходит нечто страшное или катастрофическое. В целом все идет в обычном режиме. Падения трафика и доходов мы не отмечаем.

Конечно, некоторые предприятия, с которыми мы работаем в корпоративном сегменте, столкнулись со сложностями. И, естественно, в существующей экономической ситуации они заинтересованы в оптимизации своих расходов на связь. Но в компаниях понимают, что наши услуги стали не только затратной статьей в бюджетах, но и реальным инструментом, с помощью которого зарабатываются деньги. Они дают возможность более оперативно связываться со своими потребителями, быстрее решать производственные вопросы. Сегодня некоторые компании часть расходов на связь переносят на сотрудников. У нас для этого есть специальные продукты, такие как программа "Мобильный бюджет". Подключившись к ней, предприятие определяет, сколько оно готово тратить денег на каждого специалиста, а остальное сотрудники оплачивают самостоятельно. Понятно, что сотовые телефоны они используют не только для служебных звонков, но и в личных целях. Поэтому оптимизация здесь вполне оправданна.

– Существует ли в компании антикризисная программа и в чем она заключается?

– Наверное, антикризисные программы созданы на всех предприятиях. Это первое, чем должны были озаботиться компании с наступлением кризиса, потому что мы вошли в другой рынок и внешняя среда диктует нам новые правила игры. Те вольности, которые мы позволяли себе в погоне за скоростью строительства и эксплуатации сетей, сейчас ограничиваются. Потому что сделать все как можно быстрее, как правило, означает и дороже. Теперь мы переходим к оптимизации этих расходов. Анализируем, где переплачиваем, и минимизируем затраты.

– Есть ли какие-то антикризисные меры именно для Барнаульского филиала?

– Каких-то особых меро­приятий нет. Так же, как и на федеральном уровне, идет борьба со всеми видами затрат. В частности, по статье приобретения офисного оборудования. Кроме этого, сейчас мы не заполняем освобождающиеся вакансии, что позволяет экономить на фонде оплаты труда и аренде дополнительных помещений. В прошлом году мы купили здание на ул. Малотобольской. Там будет располагаться коммутатор 3G. И часть работников технической службы туда переедет, что опять же позволит сократить затраты на аренду.

Помимо этого, мы ведем планомерную работу с арендодателями. Цены на арендованные площади, где располагаются наши базовые станции, снижаются очень динамично. Более сложная ситуация с арендой земли под башни. Как известно, решение о ее стоимости принимает совет депутатов, и повлиять на него непросто. Но, даже несмотря на это, с местными администрациями проводятся переговоры.

Абонентов будут "переманивать"

– Известно, что Барнаульский филиал "ВымпелКом" существенно сократил расходы на маркетинг и рекламу. Как в таких условиях вы планируете сохранять абонентскую базу?

– Для этого существует несколько подходов. В первую очередь стоит отметить, что услуга мобильной связи широко известна потенциальным потребителям. И компании, которые оказывают серьезное влияние на рынок, также знакомы абсолютному большинству жителей края. Поэтому продвигать наши сервисы можно не только по традиционным каналам – наружная реклама, печатные издания и радио. Это можно делать и в точках продаж, располагающихся в торговых центрах, где проходит большой поток людей. Там установлены специальные тумбы, и наши сотрудники сразу могут подключить заинтересовавшегося человека. Этот канал дистрибуции показывает высокую эффективность. Потому что проникновение sim-карт в крае уже превышает 100%. И сейчас большее внимание уделяется именно доведению услуги до каждого конкретного потребителя.

Что касается продвижения тарифов и услуг, то здесь мы имеем возможность работать со своей же собственной абонентской базой. И точечно предлагать абоненту посредством звонка или SMS-сообщения интересные для него сервисы, которые определяются путем анализа используемых им услуг. А новые массовые тарифы мы в любом случае будем продвигать традиционными способами.

– В настоящее время "МегаФон" и "МТС" ведут активную работу по расширению зоны покрытия в Алтайском крае. Их представители говорят, что, приходя в новый район, они автоматически "забирают" часть абонентов у существующего там оператора. Как правило, это "Билайн". Таким образом, у вас постепенно теряется одно из основных преимуществ – самая большая зона покрытия. Ощущаете ли вы обострение конкуренции?

– Когда на рынке появляется новый игрок, интерес к нему со стороны потребителей вполне закономерен: всегда хочется попробовать что-нибудь новое. Для нас этот процесс, естественно, не очень приятен. Но в целом мы занимаем достаточно сильные лидирующие позиции в регионе и практически их не сдаем. А конкурентная борьба в любом случае идет на пользу потребителям. Таковы правила: мы должны сохранить абонентов в своей сети, а кто-то должен их "переманивать".

– Информационные интернет-сайты сообщают, что в ближайшее время вероятен рост цен на услуги связи до 30–40%. Насколько обоснованны эти прогнозы?

– Я расцениваю данную информацию как слухи. Даже если она исходит от аналитиков. Один из последних их прогнозов был такой – все операторы "большой тройки" перейдут на долларовые тарифы, потому что доллар растет, рубль падает, а долги сотовых компаний номинированы в американской валюте. Но этого, как видим, не случилось. Более того, на рынок постоянно выводятся новые привлекательные предложения. Это постоянный процесс. Появляются скидки на ночной Интернет. А к лету, к примеру, выводятся интересные цены на роуминг. Ситуация стабильная, и предпосылок для того, чтобы резко поднимать цены, нет.

– Один из самых популярных вопросов в период кризиса: из чего складываются тарифы на сотовую связь?

– На них влияет множество разных параметров. Один из основных – затраты на оборудование. Коммутаторы и базовые станции стоят очень дорого, а амортизируются очень быстро из-за того, что морально устаревают за три года. Долгое время "ВымпелКом" инвестировал в развитие сети больше, чем получал доходов. Сейчас мы уже выходим на генерацию чистого денежного потока, который можем направлять на погашение займов. Прочие затраты, влияющие на тарифы, – это электричество, аренда, выплаты дилерам за новые подключения, техническое обслуживание оборудования.

3G, ADSL и оптика

– Разговоры о запуске сетей третьего поколения в крае ведутся уже не один год. Некоторые эксперты выражают мнение, что технология может устареть и через пару лет эти сети нужно будет уже обновлять. Данные опасения оправданны?

– Действительно, уже сейчас разрабатываются сети 4G и 5G. Но до технической реализации "в железе" этим технологиям еще далеко. Сети 3G позволяют передавать данные со скоростью до 2 Мбит/с. Это достаточно большая скорость для удовлетворения потребностей обычного пользователя – работы с почтой, просмотра видео, видеозвонков и так далее. Следующий виток развития стандартов только увеличивает полосу пропуска. Формат 3G уже сейчас более-менее понятен. И идет активное строительство подобных сетей. Когда появятся новые технологии, мы будем внедрять их в наших сетях, как это было сделано в свое время на сети 2G. Мы ее модернизировали до уровня 2,5G, введя EDGE – технологию, ускоряющую передачу данных.

– Полгода назад "ВымпелКом" приобрел компанию "Алтай­гриф". Какая работа с оператором велась в течение этого периода?

– В настоящее время глобальной интеграции "Алтай­грифа" в "ВымпелКом" еще не произошло. Она началась недавно, и, скорее всего, мы завершим ее к концу лета. К этому времени в объединенном филиале будет создана единая структура управления. Что касается развития дополнительных сервисов, то я пока не готов обозначить какие-то сроки. Мы планируем развивать широкополосный доступ в Интернет на основе технологий ADSL и "оптика в здание". Эти услуги будут ориентированы как на бизнес-сегмент, так и на массового пользователя. Мы будем добиваться присутствия во всех зданиях Барнаула, а затем и Алтайского края.

– Андрей Владимирович, вы работали в должности директора Барнаульского филиала "ВымпелКом" около четырех лет. Назовите свою самую большую удачу и то, что, по-вашему, не удалось за этот период сделать?

– Сложный вопрос. Из основных достижений могу отметить то, что у нас получилось сохранить долю рынка, которую мы завоевали в течение еще тех лет, когда я был коммерческим директором филиала. Она превышает 60%, несмотря на то что нас непрестанно атакуют конкурирующие операторы. Проектов, которые не удались, назвать не могу. Грандиозных провалов не было. Жаль только, что не получилось запустить 3G раньше, чем в Новосибирске. Очень хотелось оказаться первыми, но возникли некоторые задержки с вводом коммутатора. И нас опередили.

О чем еще рассказал собеседник

О первом проводном проекте

– В октябре прошлого года мы телефонизировали и проложили сеть доступа в Интернет по проводной технологии в торговый центр "Москва". Это первый опыт работы Барнаульского филиала по предоставлению конвергентных услуг связи. До объекта был проложен оптический кабель, сейчас идет согласование подобных решений с другими торговыми центрами. Но процессы эти непростые и долгие. Вообще, мы хотели бы присутствовать во всех торговых центрах, которые есть на территории Барнаула.

О плюсах кризиса

– Возможно, кризис окажет благотворное влияние на текучку кадров в торговых точках дилеров. Эта проблема стоит очень остро. Процесс обучения новых сотрудников идет фактически непрерывно, потому что продавцы меняются чуть ли не каждый месяц. Люди уходят из-за того, что данная работа не очень престижная. И если у них появляются возможности карьерного роста в другом месте, то они, не раздумывая, его выбирают. Но сейчас дилеры начинают понимать, что качественные специалисты – это залог успеха. Потому что уже нельзя полагаться на то, что "если не купит этот клиент, то купит другой". Такой вариант ведения продаж ушел в прошлое, и приходится все больше внимания обращать на то, кто у тебя работает.

Об успехах филиала

– В настоящее время Барнаульский филиал – один из лидеров не только в Сибири, но и в целом по стране. Это выражается в любых показателях – количестве абонентов, выручке, которую получает филиал, трафике, генерируемом абонентами. Понятно, что у нас были определенные преференции в регионе, потому что мы вышли на рынок первыми. Но в хороших показателях сегодняшнего дня есть заслуга и тех людей, которые у нас работают. Они всегда оправдывают доверие абонентов.

Справка

Андрей Владимирович Семенов родился 18 апреля 1977 года в городе Свободный Амурской области. В 1988 году переехал в Бийск, где окончил Бийский технологический институт (отделение АлтГТУ им. Ползунова) по специальности "Информационно-измерительная техника и технологии".
В мае 2002 года начал работу в Барнауль­ском филиале "Вымпелком-Регион" с должности менеджера офиса продаж. В 2005 году получил корпоративную награду "Ты – лидер" за высокие достижения в работе. В феврале 2006 года был назначен директором Барнаульского филиала.

Андрей Семенов говорит, что хобби как такового у него нет. Зимой он иногда катается на горных лыжах, летом любит отдыхать в горах. "В прошлом году я начал осваивать сноуборд. Но мне не удалось в полной мере ощутить все его прелести, потому что я редко бываю на горных склонах, – говорит он. – Надеюсь, следующей зимой у меня все-таки получится его освоить". Андрей Семенов женат, воспитывает дочь.