апрель 7, 2009
На прошлой неделе в итоговом виде было утверждено решение краевого Общественного совета по развитию предпринимательства, заседание которого состоялось 18 марта. Приложением к этому документу является "Комплекс первоочередных мер по поддержке и защите субъектов малого и среднего бизнеса Алтайского края". Его разрабатывал Алтайский союз предпринимателей (АСП).
Николай Николаев.
Дмитрий Кудрявцев
Если судить по окончательному варианту, утвержденному председателем Общественного совета по развитию предпринимательства Николаем Николаевым, меры, предложенные АСП, вряд ли стоит рассматривать в качестве очередного "антикризисного плана спасения". Во-первых, почти все пункты "Комплекса первоочередных мер…" носят рекомендательный характер. Во-вторых, реализация заявленных инициатив может потребовать нескольких месяцев. С этим связан и третий фактор – медлительность бюрократического аппарата грозит свести на нет замыслы, обозначенные АСП. И начало в этом плане уже положено: решение состоявшегося еще
18 марта краевого Совета по развитию предпринимательства, работу которого курирует губернатор, корректировалось и утверждалось почти две недели.
Предложения Алтайского союза предпринимателей четко разделены на четыре блока. Первый касается снижения прессинга на малый и средний бизнес со стороны контрольно-надзорных структур. Здесь провозглашается поддержка инициативы ряда депутатов Госдумы о введении годового моратория на проверки субъектов предпринимательства. Впрочем, по мнению "ВД", далее инициативы эта тема в России развития не получит. Более реальным выглядит выполнение следующего пункта – "предложить органам государственного контроля и надзора ограничить проверки (кроме видов деятельности, опасных для жизни и здоровья населения)".
Отметим, что вопрос об ограничении проверок в АСП разработали достаточно неплохо. Более того, первому вице-губернатору Сергею Локтеву уже переданы конкретные предложения. Так, в части экологического надзора АСП настаивает на введении до 1 июля 2009 года запрета на проверку предприятий, "деятельность которых реально не связана с негативным воздействием на экологическую обстановку".
С 1 июля в федеральном природоохранном законодательстве произойдут изменения, и АСП уже сейчас предлагает г-ну Локтеву проанализировать новшества "на предмет отсутствия новых ловушек для малого бизнеса".
Что касается еще одной болевой точки – аттестации рабочих мест – здесь АСП видит смысл в приостановлении данного процесса как "нецелесообразного и несвоевременного в условиях кризиса". Возобновить аттестацию, полагают в Алтайском союзе предпринимателей, нужно только после проведения этой процедуры в самой инспекции по труду.
Следующие два блока предложений АСП видятся не очень конкретными или имеющими мало шансов на реализацию. Так, есть большие сомнения в том, что подразделения администрации края готовы ввести реальную практику проведения общественной экспертизы в отношении нормативных актов, затрагивающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства. Сомнительным видится также пункт, направленный на "снижение факторов коррупциогенности при проведении аукционов, конкурсов и торгов на выполнение государственных и муниципальных заказов". Здесь Михаилу Щетинину, вице-губернатору и начальнику Главного управления экономики и инвестиций, предлагается подумать над тем, как ввести в состав конкурсных комиссий представителей бизнес-объединений. Предположим, что сам
г-н Щетинин и не против такого "разбавления" комиссий, однако в краевых и муниципальных структурах, выступающих заказчиками, этой идее не порадуются – слишком уж "пикантным" направлением является приобретение товаров и оплата услуг за бюджетный счет.
Непосредственно Алтайский союз предпринимателей взял на себя следующую нагрузку, связанную с подготовкой и передачей в органы власти ряда инициатив. Во-первых, сформулировать требование об отмене ЭКЛЗ при применении контрольно-кассовой техники. Во-вторых, обозначить позицию по поводу недопустимости перехода от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного медицинского страхования и увеличению базовой ставки взносов по сравнению с ЕСН с 26 до 34%. В-третьих, принять участие в подготовке обращения в правительство России об установлении среднерегиональных энергетических тарифов на территории СФО. Четвертое обязательство АСП связано с разработкой предложений о льготном налогообложении субъектов предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты.
В списке мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства, АСП сформировал отдельный аграрный блок. В проекте исполнителями значились ГУСХ и Союз крестьянских формирований. Однако в итоговом варианте все нагрузка возложена на фермерское объединение. Ему предложено подготовить в ГУСХ и Законодательное собрание предложения:
– по субсидированию затрат на электроэнергию сельхозпредприятиям молочного направления;
– по установлению налоговых льгот сельхозпредприятиям животноводческого направления;
– по освобождению индивидуальных предпринимателей, не перешедших на уплату единого сельхозналога, от налога на прибыль до 2012 года.
Также Союз КФХ должен выработать предложения по созданию саморегулируемых организаций на базе фермерских объединений с наделением их правами и обязанностями, предусмотренными ФЗ "О саморегулируемых организациях".