апрель 13, 2009
Недавно ко мне в гости в Москву приезжал приятель, врач-хирург одной из барнаульских государственных клиник. Мы посидели в ресторане, официант принес счет, мы расплатились, оставив чаевые, после чего приятель вдруг заметил: "Но это же несправедливо: за хорошее обслуживание в ресторане люди готовы оставлять чаевые, а за хорошее лечение в больнице редко кто благодарит врача материально".
После чего мы обсудили ужасающее качество обслуживания во многих медучреждениях, циничную политику государства в отношении оплаты труда врачей, коррупцию среди медперсонала и много чего еще. "Ты пойми, - кипятился приятель, - я не к тому это говорю, что без денег я никого хорошо оперировать не буду; и не к тому, что раз зарплата у нас смехотворная, то пусть пациенты деньги несут. Конечно нет. Хирургия – мое призвание, я сознательно отказался от возможно более денежной работы, чтобы лечить и спасать людей, и никогда не буду ни у кого вымогать деньги. Я о другом – если ты испытываешь к врачу или медсестре чувство благодарности, то не надо тащить им коньяк и конфеты в стотысячный раз, у нас ими и так все шкафы забиты. Лучше те деньги, которые ты хочешь потратить на эти коньяк и конфеты, просто отдать врачу – мы и наши семьи в них больше нуждаемся, чем в алкоголе и сладостях".
Логика врача в этом щекотливом вопросе понятна. Как понятны и мотивы пациентов, покупающих коньяк и конфеты. Конечно, они хотят отблагодарить доктора. У многих нет возможности выразить эту благодарность крупной суммой, а сделать это при помощи суммы скромной вроде как неудобно. А коньяк-конфеты в этом случае хороший выход из положения – и относительно недорого, и неудобно себя чувствовать не будешь. Кстати, на этот аргумент мой приятель ответил в том духе, что если вам неловко отблагодарить врача небольшой суммой, можно положить деньги в конверт и запечатать, и никому не будет неудобно.
Конечно, у многих из нас был негативный опыт общения с отечественной медициной – хамство, непрофессионализм, вымогательство процветают в медучреждениях пышным цветом. Вместе с тем, в наших больницах трудятся тысячи прекрасных врачей, каждый день спасающих людям жизнь и здоровье. И в данном случае речь как раз о них. Готовы ли мы вопреки сложившейся практике и стереотипам выразить чувство признательности врачам за хорошую работу в денежном эквиваленте? Так же, как делаем это в ресторане в том случае, если нам понравилась еда и обслуживание.