апрель 14, 2009
Если начать издалека, то вообще теория Дарвина многое в мире изменила. Она, например, привела к новому пониманию социальной жизни. Само понятие эволюции создало всю современную культуру. Впрочем – это не к нам. У нас эволюция в социальном смысле, похоже, невозможна. Ибо социальная жизнь есть, а эволюции нет. Интересно почему. Стоит разобраться в этом…
Вот кстати и пример. Надвинувшийся массовый субботник. Купленный в сэкондхэнде прошлогодний снег истаял и обнажились накопленные за зиму запасы всякого. Настала пора воплощать "в натуре" теорию о том, как из обезьяны талантливый завхоз сделал человека. То есть пора выгонять школьников, безработных, офисных служащих и прочий зависимый люд на массовый праздник труда, мира, мая и тяжелой промышленности. А заодно – и праздник социальной эволюции.
В целом история всей этой суеты понятна, также как формы и содержания. Но есть и нечто очень важное. Почему-то при этом считается, что все мы должны испытывать радость. Вообще, для того чтобы человек радовался чему-то, он должен этого хотеть. То есть – хотеть этого "чего-то" и реагировать на исполнение своего желания. Вот и вся разница между социальной эволюцией и революцией. Эволюция, это когда человек убирает снег в своем дворе. Двор становится чище и удобнее. Человек этого хотел и естественны причины как для труда, так и для удовлетворения.
А революция… Мысль с помощью революции (принудительно) достичь формы, достигаемой путем эволюции, совсем не нова. Оттого видимо посылать наших детей убирать зимние напластования собачьего гуано в педагогических целях считается естественным. Это особое чувство, когда ни в чем не повинные школьники совершают исправительные работы. Сразу вспоминается автор одной утопии: "поскольку дети по природе склонны копаться в грязи, то их поначалу и отправляют на очистку каналов и стоков, дабы приучать к работе". А ведь это 1602 год… Жаль все эти любители евгеники простых решений не очень понимают, какого рода эволюция происходит в такие моменты. И в принципе это уже симптом.
А если в общем, то не считают жертвы субботника этот город своим. Что и понятно. Власть большую часть времени к ним относится равнодушно, вспоминает только к выборам и прочим "праздникам". Когда и призывает к социальной ответственности. В остальном та самая ответственность игнорируется, нормального общества нет. Значит и желания что-то делать нет. Следовательно, приходится принуждать. А требовать при этом еще и радости – чистой воды садизм.
Но есть и другая сторона. Можно героически принести себя в жертву родному городу. Можно просто и со вкусом считать себя "хорошим" и "социально ответственным". В этом есть искупление и успокоение совести даже. Это уже мазохизм. Итого, субботник – это противоестественное извращение. Ну и где же штатные борцы за мораль? Вот тут бы им и выступить за здоровье нации. Но нет - жертвы теории общественного договора получают удовольствие в первых рядах.
Очевидно же, что любое массовое движение имеет смысл, когда оно естественно. Любители природы, например, регулярно чистят окрестности и без повода. Просто ради удовольствия жить. Вот если бы сначала им любовь к природе прививали с помощью конвоирования на принудительные работы по очистке местной свалки – было бы, конечно, правильней.
Вот поэтому у нас "праздник труда" есть, а социальной эволюции что-то не наблюдается. Интересно, какую теорию Дарвин изобрел бы, наблюдая нас? Противоестественного отбора? Впрочем, может наши любители субботников и вырастили уже своего гомункулуса. Отбор-то как-никак есть. Значит, есть и эволюция. Только она, похоже, анти-социальная.