апрель 20, 2009
Несмотря на продолжившееся в марте падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса становится меньше. По сравнению с началом года все больше компаний полагают, что ситуация в ближайшее время кардинально меняться не будет. Таковы общие выводы мартовского мониторинга, который провели "ОПОРа России" и консалтинговая компания "Бауман Инновейшн" (см. результаты мониторинга за февраль).
Розничным клиентам крупных поставщиков все труднее становится соблюдать платежную дисциплину. В марте проблемы с неплатежами со стороны покупателей беспокоили каждую третью компанию.
Михаил Хаустов
На сегодняшний день доля компаний, которые характеризуют состояние своего бизнеса как хорошее (21%), меньше доли предприятий, дающих негативную оценку (30%). Остальные компании предпочли формулировку "ни хорошо, ни плохо".
Ситуация с предпринимательскими ожиданиями выглядит чуть менее удручающе, чем в начале года. Тогда к ухудшениям готовились около половины опрошенных руководителей компаний. В марте компаний, дающих негативные прогнозы, оказалось 32%. До 41% (по сравнению с 26% в начале года) увеличилась доля руководителей, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. Количество оптимистов по сравнению с началом года практически не изменилось: по итогам мартовского мониторинга 27% опрошенных ждут улучшений уже через месяц.
Около половины компаний (46%) продолжают отмечать падение спроса на свою продукцию (в начале года – 63%). Как "неизменную" ситуацию со спросом охарактеризовали 39% опрошенных (в начале года – 24%). Вместе с тем с начала года стабильно две трети компаний оценивают текущий размер спроса как "умеренный" (43%) или "высокий" (20%). Увеличивается объем задолженностей со стороны покупателей продукции и услуг (с начала года около половины респондентов по-прежнему испытывают сложности).
Серьезные проблемы сохраняются в сфере заемного финансирования: на сегодняшний день для двух третей предприятий привлечение заемных средств сопряжено с большими сложностями (40%) или "практически невозможно" (28%).
С начала года наблюдается значительный рост цен на продукцию/услуги поставщиков. За последний месяц его отметила половина опрошенных компаний (для сравнения: лишь 8% респондентов отметили снижение цен поставщиков). На сегодняшний день "достаточно высокими" или "очень высокими" цены контрагентов назвали 39% респондентов, 55% компаний считают цены поставщиков "умеренными". При этом среди респондентов на понижение отпускных цен идет одна из пяти компаний (22%), зато о повышении цен заявили 28% респондентов.
Незначительные позитивные изменения отмечаются на рынке кадровых ресурсов: сегодня подобрать персонал для 38% компаний не представляет труда (в начале года эта цифра составляла 33%). Вместе с тем найти персонал остается по-прежнему сложно примерно для трети респондентов (35%).
Более доступной становится недвижимость: подбор помещений для бизнеса не вызывает никаких сложностей у 35% респондентов. Вместе с тем проблемы с помещениями остаются достаточно острыми для трети опрошенных компаний.
12% руководителей предприятий говорят о случаях противоправных действий со стороны правоохранительных органов. При этом давление на бизнес за последний месяц усилилось. 11% компаний испытали на себе противоправные действия налоговых органов. "Пресс" со стороны криминала за тот же период ощутили на себе 4% респондентов.
На высоком уровне остается активность рейдеров. Так, 13% опрошенных сигнализируют о случаях рейдерских захватов в своих регионах за последний месяц и почти половина из них отмечают, что ситуация ухудшается.
С начала года более половины опрошенных предпринимателей регулярно отмечают падение объемов продаж и снижение рентабельности. Вместе с тем в настоящее время на сокращение зарплат и персонала решается менее трети респондентов.
30% респондентов имеют задолженности, чаще перед поставщиками. Объем задолженностей растет. В структуре задолженностей все больше неуплаченных налогов (40%).
В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период лидирует "падение спроса" (49%). На втором месте – "дефицит финансовых ресурсов" (46%), на третье место поднялась проблема, связанная с "неплатежами со стороны покупателей" (28%). По сравнению с началом года в два раза возросла актуальность проблемы, связанной с "требованиями и проверками со стороны регулирующих органов". Если в начале года лишь каждый 20-й респондент отмечал ее в качестве одной из трех, ключевых для своего бизнеса, то в мартовском мониторинге эту проблему отметил уже каждый 10-й.
Опрос показал, что отрасли по-разному реагируют на кризис. Так, по итогам трех месяцев мониторинга предприятия торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой назвали спад спроса на продукцию/услуги. Дефицит финансов поставили на первое место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли.
Структура приоритетов компаний практически не меняется. Около 60% опрошенных компаний основной антикризисной мерой считают сокращение издержек (не связанных с расходами на зарплату). Часть компаний планирует проявить "гибкость": изменить ассортимент либо переориентировать бизнес (23% и 14% соответственно). Такие "непопулярные" меры, как сокращение зарплат, сокращение персонала или снижение объемов выпуска, планируют 18%, 12% и 8% соответственно. 13% компаний предполагают пойти на снижение цен. 25% предприятий хотят привлечь заемные средства для поддержания или развития своего бизнеса.
Мартовский мониторинг наглядно демонстрирует, что за несколько месяцев малому бизнесу удалось "приноровиться" к новой ситуации. Неслучайно, ожидания и прогнозы предпринимателей стали менее пессимистичными. Но это не означает, что проблемы малого и среднего бизнеса, связанные с кризисом, разрешатся сами собой. Мы по-прежнему ожидаем от правительства решительных и выверенных действий.
Мониторинг "ОПОРы России" и "Бауман Инновейшн" – это проект, в рамках которого отслеживаются изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), и реакция компаний на эти изменения. На протяжении 2009 года руководители 300 малых и средних компаний из разных отраслей в 30 регионах России будут ежемесячно отвечать на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности.
"ОПОРа России" – общественная организация малого и среднего предпринимательства. Основными задачами заявлены: защита прав и интересов предпринимателей в их спорах с властью и бюрократическим аппаратом; борьба с коррупцией и т. д.
"Бауман Инновейшн" – компания, специализирующаяся на выработке программ в области конкурентоспособности и экономического развития. Ее клиентами в России являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти, а также частные компании, международные организации, профессиональные и бизнес-ассоциации.