Детей-сирот учат работать душой

май 5, 2009

Апрель в интернате самый любимый месяц. Любимее каникулярных июня, июля и августа. Любимее предновогоднего декабря. В апреле проходит фестиваль искусств, и весь месяц к детям приезжают артисты, художники, писатели. Встречи, интересные разговоры, музыка, концерты...

Пацаны

В четвертом интернате есть группа детей с тяжелыми нарушениями речи. В основном мальчики – это мужское заболевание. В интернате очень хорошие логопеды, с мальчишками занимаются по четыре-пять часов в день, и к выпускному классу многие из них выравниваются. 

Здесь сильная художественная студия, и дети все время рисуют, делают картины из яичной скорлупы, расписывают шелк, собирают сложные паззлы (во-первых, развивается вкус, во-вторых, внимание, в-третьих, мелкая моторика пальцев). Кажется почему-то, что каждого ребенка надо спросить – и спрашиваешь:

– Ты, наверное, будешь художником?

– Просто дизайнером, – скромничает Юра Костенко. "Легендарный Юра", как его называют в интернате. Он победитель многочисленных художественных конкурсов разных уровней, его картины украшают коридоры и лестницы интерната. "Окончит в этом году школу, и мы отправим его в “политех”, на дизайнерское отделение", – рассказывает Ирина Озолина, руководитель художественной студии интерната. Юра всю жизнь провел в интернате, он всем тут как сын.

Фестиваль

– Наша задача – воспитать грамотных зрителей, которых можно привести на любой концерт, на любой спектакль, – говорит Ирина Павловна. – К тому же дети загружены, у нас целый день трудоемкие занятия. Поэтому гости приезжают к нам.

Ребята сами встречают-провожают-сопровождают гостей, сами выпускают "Молнию", печатный орган фестиваля, и вообще все организационные вопросы решают в штабе, которым руководит девятиклассник Денис. Он не хочет быть художником, зато уже сейчас видно – будет неплохим менеджером.

Удивительно, как эти дети слушают музыку: это грамотное, консерваторское восприятие. И, кстати, всем нравится саксофон.

В рамках каждого фестиваля проходит конкурс на лучшего зрителя. Все собираются и разбирают: кто выглядел прекрасно, а кому не мешало бы постричься; кто крутился, а кто сидел, как в филармонии. Этот "уклон в прекрасное" в интернате хорошо заметен: ни одного сломанного цветка, ни одной надписи на партах, в классах как-то очень уютно, неказенно. Ничего не ломается, потому что многое делается своими руками.

Ирина Павловна водит меня по интернату и показывает богатства: ананас в кадке – вся школа ходит нюхать, дорогущие экзотические растения – подарок владелицы цветочного салона "Букет"; аквариум в библиотеке, картины в аккуратных белых рамах – художник и архитектор Сергей Боженко привез целую машину рам. Она говорит о том, что какими бы трудными ни были времена, люди не перестают помогать обездоленным детям. Рассказывает, как пришла в компанию "Исси" буквально с улицы, просила – и получала огромный автобус, чтобы привезти в интернат духовой оркестр. Транспортом и деньгами много лет помогает управление краевой налоговой инспекции.

– Когда мы показываем детям прекрасное, интересное, талантливое, мы должны вести большую разъяснительную работу. Сирота, государственный ребенок не имеет представления ни о чем. У него совершенно чистая, айсберговая память. У нас нет поддержки семьи, поэтому все лежит на нас. И за то, какими вырастут эти дети, отвечаем мы. Есть такие случаи, когда невозможно научить ум, но научить душу можно всегда, – считает Ирина Павловна.

Справка

В разные годы гостями фестиваля были: писатели Владимир Свинцов, Лев Квин, Владимир Башунов, Марк Юдалевич; органист Сергей Будкеев играл для ребят на переносном органе, композитор Михаил Стариков разучивал с ними свою знаменитую песню "Грустит село по городу", художник Борис Щербаков привозил своих кукол. Алексей Дрилев на глазах у детей создавал рисунки углем – ребята были в восторге. Михаил Кульгачев рассказывал, как сделать памятник из куска камня. Художники Юлия и Владимир Кикоть показывали свои картины. Этим и многим-многим другим людям благодарны и дети, и преподаватели.

Группа с тяжелыми нарушениями речи работает в специальной (коррекционной) школе-интернате № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.