май 7, 2009
На протяжении последних четырех лет рынок интернет-рекламы был самым динамично развивающимся сегментом рекламной индустрии. Его среднегодовой темп прироста составлял около 80%. Столь высокие показатели объясняются прежде всего молодостью и малыми размерами этого рынка в денежном выражении. Так, стоимость контакта в Сети самая низкая среди всех медиа, что в пору повальной оптимизации является неоспоримым достоинством в глазах рекламодателей. По мнению экспертов, это обстоятельство, равно как и свойство интернет-рекламы сочетать массовость и точность попадания в целевую аудиторию, позволят отрасли пережить кризис как минимум безболезненно.
Споры о том, какой сценарий развития ждет российский рынок рекламы, начались еще осенью прошлого года. Основными пунктами для разночтений стали вопросы о перетекании клиентских бюджетов в Сеть из других сегментов и динамика роста/падения секторов отрасли. При этом одни и те же федеральные и международные исследовательские компании с завидной регулярностью представляют противоречащие друг другу прогнозы. Например, в октябре аналитики весьма авторитетного агентства ZenithOptimedia утверждали, что в 2009 году рост рынка интернет-рекламы в стране составит 75%. В начале апреля текущего года те же эксперты огласили два других сценария. Согласно оптимистичному реклама в Сети единственная из всех сегментов покажет рост, равный 12%. Пессимистичная версия предполагает, что интернет-сектор ожидает нулевой прирост, и опять же это наилучшая судьба относительно конкурирующих отраслей.
Участники местного рекламного рынка считают, что в период кризиса прогнозы становятся делом еще более неблагодарным, чем обычно.
Слишком много факторов, от которых зависит рост или падение. Такие прогнозы – дело астрологов.
В пользу такой точки зрения говорит также то обстоятельство, что местный рынок никто не измеряет, а значит, оценивать перспективу можно только исходя из статистики и интуиции самих интернет-агентств. И эти данные позволяют считать, что местная отрасль себя чувствует весьма комфортно.
Основополагающим трендом алтайской индустрии можно назвать повышение спроса на онлайновые услуги в целом, что напрямую влияет на развитие рекламы в Сети. Отчасти это связано с существенными темпами проникновения Интернета в регионе, а значит, и с ростом потенциальных пользователей такой рекламы.
"Год назад не везде дома можно было подключиться к Сети, не было дешевой "безлимитки". А сегодня все провайдеры предлагают доступный Интернет. Поэтому и увеличивается количественный состав аудитории Сети", – сообщил Павел Занин. "Сеть растет как рекламная площадка, и этот рост не только количественный, но и качественный", – уверен директор по развитию агентства "Регионинфо" Алексей Нагорных. Его поддерживает руководитель агентства "Кинетика" Алексей Самойлов и добавляет: "Крупные клиенты пока существенно не увеличивают бюджеты на Интернет, но и не урезают, что имеет место в "наружке" и на радио". Можно предположить, что сохранению своих позиций Сеть обязана быстрой отдаче от размещения. Ведь, как отмечали участники рекламного рынка, именно "короткие деньги" сейчас задают тон кампаниям по продвижению.
Еще одна тенденция отрасли – усложнение механизмов работы в Сети.
Клиенты стали щепетильнее относиться к таким моментам, как увеличение эффективности от продвижения, непрерывность присутствия в ТОПах поисковиков или в системах контекстной рекламы.
Павел Занин, отмечая ужесточившуюся конкуренцию в ряде рынков, говорит, что их представители просто вынуждены вкладывать в продвижение. "Чем больше ресурсов схожей тематики, тем сложнее привлечь клиента на свой сайт. Тех механизмов, что работали вчера, становится недостаточно, и приходится вкладывать в продвижение сайта больше". Однако вместе с тем глава "Актив Дизайна" считает, что кризис не заставит клиентов кардинальным образом поменять приоритеты.
Эксперты констатируют и негативные факторы. В частности, "местечковый" уровень региональных сайтов. Он не позволяет локальным рекламодателям развернуться в Сети. "Но, как только появится достаточно достойных ресурсов, они туда с удовольствием уйдут", – уверен г-н Нагорных. К сожалению, участники рынка не заострили внимания на том, что отсутствие достойных ресурсов в каком-то смысле их собственная вина.
Кроме того, в проблемной зоне находится производство корпоративных и промосайтов. "Многие рекламодатели Сети, которые в прежние времена два-три раза в год осуществляли редизайн, сейчас могут заморозить такие проекты. Также могут быть менее востребованы в период кризиса промосайты. Они предназначены для продвижения новых продуктов и брэндов, а их количество по понятным причинам сейчас невелико", – говорит г-н Самойлов. При этом эксперт считает, что падение спроса в отмеченном направлении в большей степени скажется на ценовом сегменте $ 3–5 тыс. за сайт. "А демпинговые предложения и фриланс стоимостью $ 300–500 вполне могут показать кратковременный рост продаж".
Стоит отметить, число таких предложений в последние три месяца стремительно растет. "Это их потом и сгубит, – уверен руководитель "Кинетики". – Когда сформируется критическая масса заказов, возможности сдать их в срок не будет". Однако сильный демпинговый фон заставляет активнее работать компании со сложившейся репутацией: в борьбе за позиции они серьезно занялись прямыми продажами. Причем за рамками региона. "Прочно занимающие свою нишу агентства имеют хорошие шансы пополнить свое портфолио столичными заказчиками, которые в целях экономии все охотнее обращаются в регионы", – отметил Алексей Самойлов.
Участники рынка интернет-рекламы расходятся во мнениях, как сложившаяся ситуация скажется на стоимости контакта в Сети. Алексей Нагорных, апеллируя к классической взаимосвязи спроса и предложения, считает, что будет неизбежный рост. А Алексей Самойлов склонен говорить об обратном. "Опыт в тематике деятельности и конкурентной среде конкретного рекламодателя позволяет грамотному специалисту увеличить CTR компании (от англ. Click through ratio – отношение числа кликнувших по ссылке к числу увидевших ее. – Примечание газеты "Ваше Дело"). Следовательно, стоимость контакта уменьшается". Так или иначе, а эксперты единодушно говорят о непотопляемости интернет-сегмента. "Местный рынок еще не вырос, чтобы начать падение. Мы просто работаем, учимся и развиваемся, надежно скрытые Уральскими горами от столичных страстей", – поэтично резюмировал Алексей Самойлов.
Конечно, у Интернета свои плюсы. Сегодня это самый быстрорастущий сегмент рынка, и он, скорее всего, покажет наибольший прирост. Но о каких деньгах мы при этом говорим? Был рубль, стало два?!
Сейчас много пишется о перераспределении клиентских бюджетов, особенно в пользу Интернета. Конечно, некоторое перераспределение происходит, но бюджеты пока не сопоставимы с другими носителями. Проникновение Интернета в России не очень высокое, и в ближайшей перспективе кардинальным образом ситуация не изменится. У нас и проникновение телевидения не 100%-ное, а этому сегменту уже сколько лет!
TOP-20 рекламодателей любого сегмента региональной индустрии продвижения почти всегда на 90% составляют сотовые операторы, финансовые компании и автосалоны. Интернет не является исключением: именно эти клиентские отрасли преимущественно развивают этот сектор рекламного рынка. О бюджетах рекламодателей и их активности в последние полгода на примере сайта altapress.ru рассказала Елена Аксенова, директор по рекламе ИД "Алтапресс".
Мы ввели прайс на размещение в Интернете после рестарта сайта, в начале IV квартала 2008 года. И с каждым месяцем финансовые показатели этого направления становятся все лучше.
Я считаю, динамика очень хорошая. Конечно, на таком развитии сказывается возможность пакетного размещения, когда рекламодатель может разместиться в каких-либо изданиях ИД и на сайте. В этом случае клиенты имеют право на максимальную скидку, чем и пользуются.
Кроме того, динамика развития рекламы в Сети связана с ее преимуществами: компания получает широкую и при этом нужную аудиторию за небольшие деньги. Так, ежемесячные бюджеты некоторых рекламодателей могут составлять всего 1 тыс. рублей. А максимальный бюджет, который мы сейчас можем констатировать, – это 100 тыс. рублей.
Повышение спроса на интернет-рекламу неизбежно скажется на ее стоимости. И не исключено, что популярность и эффективность этого канала со временем приведут к тому, что пройдет эра активных продаж. В крупных городах компании давно поняли, что бизнес необходимо продвигать, и сами идут в агентства. А у нас пока предложения о размещении нередко расцениваются как вымогательство. Но это явление временное.
Развитие онлайн-рекламы логически связано с динамикой на рынке интернет-провайдинга. По мнению коммерческого директора компании "Энфорта" Евгения Волкова, Алтайский край в этом направлении находится далеко не в конце списка регионов. О том, как происходит интернетизация, рассказал г-н Волков.
Начиная с 2003 года количество абонентов и потребление трафика каждый год увеличивается практически вдвое. Особую динамику сейчас демонстрирует рынок физических лиц, и в первую очередь это связано с ценовой доступностью услуги.
Возрастает скорость передачи данных, что позволяет использовать услуги, о которых раньше знали только из фантастических фильмов.
Активно развивается интернет-торговля, и я уверен: за этой отраслью большое будущее. В сравнении с другими территориями Алтайский край приближается к лидирующим регионам по темпам роста. Потенциал края не освоен еще даже наполовину.
Конечно, в мегаполисах представлены многие провайдеры федерального уровня, но основной приток абонентов и развитие приобретут малые города, такие как Бийск, Рубцовск, Заринск. Именно в этих городах конкуренция обострится, и пользователи получат еще больше выгод и преимуществ от здоровой рыночной борьбы.
Ежедневно в Сеть выходят 3,2 млн. жителей страны, а общее число пользователей – 13,1 млн., что в полтора раза больше прошлогоднего показателя. Эта цифра относит Россию к странам-лидерам по абсолютному числу пользователей.
В совокупном числе интернетчиков на долю Сибирского федерального округа приходится 13% (1,7 млн. человек). Это пятая позиция в рейтинге округов.
Клуб "Сафари-Фитнес" можно считать достаточно крупным, по барнаульским меркам, рекламодателем. Едва ли не все каналы коммуникаций в той или иной степени задействованы в продвижении этой компании, в том числе и Интернет. Однако с мая клуб отказался от рекламы в Сети в пользу других медиа, тем самым опровергая мнение многих экспертов об обратной тенденции. О политике клуба рассказала Александра Ибрагимова, маркетолог спортивного клуба "Сафари-Фитнес".
Мы в течение года размещали флэш-баннер на одном из местных новостных сайтов, который показывал лучшую в регионе статистику посещаемости. Такое продвижение обходилось нам примерно 15 тыс. рублей в месяц. Мы были довольны отдачей: отдел продаж отслеживает входящие звонки и больше всего людей обращались к нам, увидев информацию о клубе в наружной рекламе и в Интернете. Тем не менее с мая текущего года мы прекратили размещение в Сети и направили этот бюджет на телевидение и радио.
Дело в том, что эти каналы распространения рекламы в последнее время обращаются с очень интересными предложениями относительно стоимости проката. Условия летнего размещения на телевидении и в радиоэфире стали для нас более выгодными, чем в Интернете. И особенно это ощутимо на фоне подорожания рекламы в Сети: информация о повышении цен с июля на 20% на размещение рекламы очень удивила. Это при том, что самые дорогостоящие каналы снижают цены!
Как сопутствующий способ подачи информации Интернет работает неплохо. Но, думаю, факт его подорожания скажется на нашем дальнейшем нежелании тратить средства на интернет-рекламу.