май 8, 2009
В условиях разбалансированности экономики компании должны мыслить и действовать быстрее. Тот, кто хочет переждать кризис, работая по старинке, скорее всего, умрет. Тот, кто пересматривает свою стратегию развития, адаптирует продукты и услуги под новые запросы потребителей, эффективно занимается управлением издержками, выживет. Об этом шла речь на конференции "Маркетинговая стратегия компании в условиях неопределенности", прошедшей в Барнауле 17 апреля по инициативе издательского дома "Алтапресс" и газеты "Ваше дело".
Мотивы, побудившие нас провести форум с участием около 50 разных по масштабам и роду деятельности предприятий, были достаточно понятными. В тех самых "условиях неопределенности" любому участнику рынка важно ощутить хоть какую-то почву под ногами. Для этого компания должна, с одной стороны, качественно меняться сама, а с другой – изучать опыт других предприятий из смежных отраслей. Зачастую этим процессам мешают внутренняя закостенелость, а также отсутствие полной и реалистичной информации о том, как кризис разворачивается внутри рынков. Именно в формате обмена мнениями, а также в виде небольших презентаций собственных антикризисных программ проходила конференция.
Лев Миникес, управляющий партнер компании "Эксперт-менеджмент", на основе собственного опыта рассказал о том, как любая компания может противостоять кризису. Начинать нужно с самоанализа. По словам г-на Миникеса, позиция компании должна рассматриваться в двух контекстах. Первый связан с так называемым "количественным, или оперативным, позиционированием". "Это то, как компания работала до кризиса. Мы берем и анализируем основные показатели ее деятельности и строим новую бизнес-модель. На наш взгляд, это некий математический прогноз на ближайшее будущее. С его помощью мы пытаемся понять, на каких ассортиментных и целевых группах должно акцентироваться внимание. Ведь в новых условиях в равной степени поддерживать весь ассортимент будет сложно", – рассказал Лев Миникес. Второй компонент – качественный стратегический анализ. Это те внешние и внутренние резервы компании, которые до сих пор не были использованы ею в полной мере. "Мы должны говорить о них в терминах предположений, на основе нашей предпринимательской интуиции", – рассказал управляющий партнер.
Генеральный директор ИД "Алтапресс" Юрий Пургин поведал о текущей стратегии своего предприятия. "Наш девиз дня – "Атакуй, но в каске!". Можно прижать уши и спрятаться, а можно вопреки всему двигаться вперед. Потому что очевидно, что дна у этого кризиса скоро не будет, а будет некий поворот в новую экономику", – сказал он. Каска в данном случае – некий символ антикризисных мер, предпринимаемых "Алтапрессом". Они связаны с созданием финансовой подушки безопасности, диверсификацией бизнеса, внедрением современных технологией производства контента и продаж рекламы. В частности, речь идет о предстоящем создании внутри издательского дома интегрированного ньюз-рума и сэйлз-рума.
Кризис больно ударил по рынку недвижимости Барнаула, о чем рассказал директор агентства "Дом" Геннадий Малков. По его оценкам, мирная и привычная жизнь этого рынка закончилась. "Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, резкое снижение объемов кредитования, которое раньше стимулировало рост спроса, с другой – снижение покупательной способности, потому что люди теряют работу и доходы. Кроме того, на рынок выплеснулось большое количество инвестиционных квартир, которые еще в 2007 году обрушили цены. А сейчас ожидается большой выход на рынок и так называемых дефолтных квартир, которые банки изъяли у заемщиков, не сумевших рассчитаться по кредитам. В этой связи возникает серьезный перекос между ценами первичного и вторичного рынка жилья. Застройщикам будет очень сложно реализовать свои квартиры", – рассказал г-н Малков.
В этих условиях сотрудники агентства "Дом" попытались посмотреть на себя со стороны и определить важнейшие конкурентные преимущества. Одно из них, в частности, в том, что компания поддерживает репутацию прозрачного предприятия, гарантирующего клиенту высокое качество услуги. С серым демпингом бороться сложно. "Уплата налогов – наше конкурентное преимущество", – подчеркнул Геннадий Малков. Еще одно новшество агентства – хорошо забытое старое. Речь идет о создании бюро обмена жилья, поскольку именно эта услуга в настоящий момент предъявлена рынком и имеет высокий спрос.
Операторы сотовой связи не почувствовали кризис в той же степени, что и риэлторы. Тем не менее, по словам Андрея Семенова, директора Алтайского филиала компании "ВымпелКом", "сегодня мы получаем от многих компаний запросы о том, что им необходимо уменьшить на 20–30% затраты на связь. Отказаться от нее полностью они не могут. Но перераспределить затраты между компанией и сотрудником в состоянии". В "ВымпелКоме" делают ставку на сильный брэнд и интегрированную услугу, которая будет предлагать клиенту в одном пакете весь комплекс – от мобильной связи до широкополосного доступа в Интернет. "Для клиентов это очень удобно", – подчеркнул г-н Семенов.
Спад в туристической отрасли в масштабах края и страны оценивается примерно в 30%. Об этом сообщил Александр Смирнов, директор турфирмы "Плот". На сибирский рынок вышло множество московских операторов, которые попытались отвоевать сильную позицию местных игроков – анталийское побережье. "Сейчас из Барнаула заявлено сразу четыре рейса в неделю в Турцию, – рассказал г-н Смирнов. – На первый взгляд это выглядит абсурдно, ведь в стране экономический спад. Операторы объясняют это так называемым отложенным спросом. Они рассчитывают на клиентов, которые отложили свой отдых в зимнее время, но обязательно наверстают его летом. Но это чревато тем, что все будет "гореть". Появятся массовые специальные предложения. А свои возможные убытки операторы могут рассматривать как инвестиции в продвижение на региональный рынок".