май 12, 2009
C 1 июля вступит в силу третья за полгода "волна" изменений в федеральное законодательство, регулирующее рынок государственного и муниципального заказов. И хотя она коснется в основном правил проведения электронных аукционов, говорить о том, что во всех алтайских компаниях уже уловили суть нововведений, не приходится.
Именно в этой связи в Барнауле был организован день открытых дверей по теме "Школа поставщика: участие в государственных и муниципальных закупках. Стратегия победы". Мероприятие состоялось в конце апреля на базе краевого Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). В качестве экспертов выступили специалисты "Сибирского тендерного центра" и "Сибирского аукционного дома". Представители алтайских компаний подтвердили интерес к теме – масштабный зал заседаний в ЦПП был полон.
Изменения в законодательство о размещении заказов проходят в 2009 году в три этапа: с 1 января, с 1 марта и с 1 июля. Так, уже действует важная норма, согласно которой цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных количества товаров, объема работ или услуг. Это важно, например, при реализации контрактов на поставку ГСМ.
Еще один пункт, отмеченный экспертами, предполагает, что участники размещения заказов имеют право действовать как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью (копией доверенности, заверенной нотариально).
О некоторых других изменениях в беседе с корреспондентом "ВД" рассказал Сергей Хлесткий, исполнительный директор "Сибирского аукционного дома".
– Сергей Юрьевич, в закон о размещении государственного и муниципального заказа (№ 94-ФЗ) вносится достаточно много изменений. В связи с чем это происходит?
– Закон изначально был недоработан. Он потребовал принятия массы дополнительных подзаконных актов. На сегодняшний момент далеко не все из них приняты, что создает сложности как заказчикам, так и участникам торгов. Еще один фактор, влияющий на доработку законодательства, связан с изменением экономической и политической ситуации в стране. В последнем случае речь идет, например, об увеличении полномочий правительства России в сфере госзаказа.
Сейчас, насколько мне известно, на стадии "второго чтения" находится проект закона, который может внести дополнительные корректировки. Так, с 500 тыс. рублей до 750 тыс. рублей увеличится возможная максимальная цена контракта при проведении запроса котировок.
Очень любопытно проследить то, как менялись законодательные нормы об электронных аукционах. В 2007 году были внесены изменения в 41-ю
статью № 94ФЗ, которые еще не вступили в силу, когда в конце 2008 года вышли новые поправки в № 308ФЗ. Данный закон отменил предыдущие изменения и поновому изложил положения об электронных аукционах. Нововведения должны вступить в силу с
1 июля 2009 года. Вопервых, вводится "бумажная" аккредитация участников, предусмотрена подача объемного набора документов, в том числе нотариально заверенных. Вовторых, оператор площадки обязан открыть специальный счет для каждого участника.
Втретьих, расширяется перечень данных, которые должны входить в извещение об аукционе. Понятно, что весь этот "клубок" усложняет процедуру подготовки аукциона и тем более процесс участия в нем. Кроме того, предусмотрено, что на электронных аукционах будут закупаться только товары, а работы и услуги нет. Но предельная сумма контракта при этом не ограничивается. Сейчас максимальная возможная сумма, напомню, составляет 1 млн. рублей.
Однако и это еще не все. В данное время уже одобрено Советом Федерации и находится на подписи у президента очередное законодательное "изощрение". В данном законопроекте электронным аукционам посвящена целая глава, которая состоит из шести статей. Проект закона устанавливает, например, такую обязанность, как формирование аукционной комиссии и документации об аукционе, чего ранее не было. Более сложной будет и процедура внесения обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Еще один важный новый нюанс, который несет в себе законопроект, заключается в том, что плату за "предоставленную возможность участия" на специализированной электронной площадке будет вносить победитель аукциона. Площадок таких, по предварительным данным, в стране останется от трех до пяти. Стоит учесть, что с начала 2011 года будет работать единый информационный ресурс по закупкам всех уровней власти. Вполне вероятно, что он включит в себя и электронную торговую площадку. Для сведения: сейчас практически каждая третья специализированная организация, а также региональные власти имеют свою площадку, на разработку которой ушло достаточно много средств.
– Можно ли говорить о том, что все уже осуществленные и только планируемые изменения законодательства в целом направлены на защиту прав участников размещения заказа?
– Закон № 94 в том виде, в каком он вступил в силу в 2006 году, изначально не стоял на стороне заказчиков. Более того, он склонялся на сторону участников размещения заказа, предоставляя им обширные права. У заказчиков при этом возникало больше обязанностей, чем прав.
Вносимые изменения касаются по большей части только юридической техники, его приспособление к жизненным реалиям, к пресловутому кризису. Грубо говоря, расставляются недостающие точки и запятые, формализуются и упорядочиваются спорные и размытые моменты закона. Часть изменений направлена на упорядочение процедур. И не более того.
– Закон предусматривает допуск субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказа. Этот механизм в действительности работает?
– Статья 15 94ФЗ обязывает государственных и муниципальных заказчиков от 10% до 20% объема закупок размещать среди субъектов малого предпринимательства, отвечающих критериям федерального законодательства. Цена контракта не может превышать 15 млн. рублей. Однако заказчики такие процедуры проводить не торопятся. В частности, потому, что КоАП не предусматривает ответственности заказчика за неисполнение данной нормы. Если такое неисполнение устанавливает ФАС, заказчик получает соответствующее предписание. А вот уже за его неисполнение штрафная санкция предусмотрена. На территории края таких случаев, по моим данным, пока не отмечалось.
– 1 июля будет очередное изменение законодательства. Что нового оно принесет?
– Все изменения, вступающие в силу 1 июля, касаются электронных аукционов. В настоящее время на электронном аукционе пауза между последним предложением и окончанием аукциона не может превышать одного часа. С 1 июля данный период ожидания сокращается до 10 минут. Это делается для того, чтобы аукционы не шли по несколько суток, как зачастую бывает.
В связи грядущим нововведением уже есть ряд вопросов по работе краевой электронной площадки – www.gzalt.ru. На дне открытых дверей представители компаний, участвующих в электронных аукционах, высказались о том, что в случаях, когда на www.gzalt.ru одновременно открытыми являются несколько десятков лотов, сервер начинает "тормозить". При "10минутной" системе в этой связи могут возникнуть проблемы.
– Руководитель краевого УФАС Степан Поспелов не так давно заявил о том, что на строительных аукционах процветают ценовые сговоры. Можете это как-то прокомментировать?
– Прокомментирую словами одного из заказчиков, который проводил подрядный аукцион. К процедуре были допущены несколько участников. Пришли, зарегистрировались и получили карточки все. Потом "пошли покурить". Вернулся лишь один участник со всеми карточками. Остальные сели по машинам и разъехались. Эту ситуацию можно как угодно комментировать и оценивать. Но доказать факт сговора чрезвычайно сложно.
При проведении аналитической оценки ситуации на рынке государственных и муниципальных заказов можно выделить как минимум два типа основных критичных ошибок, которые допускают участники размещения заказа.
Первый тип ошибок связан с незнанием норм права и неквалифицированным подходом к закупкам. Участники размещения заказа либо не знают прав, которые предусмотрены законодательством и закреплены за ними в силу закона, либо не умеют пользоваться ими. Участники, которые стремятся попасть на рынок государственного заказа, должны четко понимать, что эта сфера на сегодняшний момент является очень высокотехнологичной, где заказчики все чаще показывают "высший юридический пилотаж", в этой сфере свои жесткие правила игры.
При этом, для того чтобы добиться определенного результата, участник размещения заказа должен уметь доказывать и отстаивать свою конкурентоспособность. Где это можно осуществить, как не в ФАС или арбитражном суде?
Второй тип ошибок базируется на отсутствии адекватного подхода и объективной оценки существенных условий торгов. Как правило, для принятия решения об участии в той или иной процедуре торгов участнику бывает достаточно увидеть только начальную цену контракта, скажем, составляющую "несколько миллионов рублей", забывая при этом о совокупности условий и требований, установленных в контракте, техническом задании и остальной документации. Как итог недопуск к участию в торгах изза несоответствия этим требованиям, и даже если такой участник будет допущен и признан победителем торгов, прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков.