май 20, 2009
В мае прошлого года состоялась инаугурация президента Дмитрия Медведева. Первый год его руководства страной был богат на события: маленькая, но все равно война в Осетии, экономический кризис… Мнением о том, как третий президент России справляется со своими обязанностями, с читателями "СК" делятся ведущие российские эксперты-политологи.
Перед Медведевым стояла вполне конкретная политическая задача: разделить рейтинг премьера и рейтинг президента, потому что в последнее время, как известно, их воспринимали как работающий тандем. Тандем, безусловно, сохранился и доказал свою эффективность. Дмитрий Медведев и Владимир Путин довольно успешно разделяют полномочия премьера и президента. Это можно считать удачей Дмитрия Медведева, он не дал определенным персонажам из своего окружения поссорить его с премьером. А вот ситуация, складывающаяся вокруг премьер-министра Владимира Путина, довольно трагическая – он находится под серьезным давлением в политическом смысле этого слова: группы влияния пытаются, скажем так, дестабилизировать его отношения с президентом.
Медведеву удалось довольно четко позиционировать себя в качестве политической единицы. И довольно оперативно набрать нужный ему политический вес. Скорее всего, к 2012 году он подойдет уже сформировавшимся, самостоятельным политиком, который, насколько мне известно, планирует выставить свою кандидатуру на следующий президентский срок.
Что касается неудач – к ним можно отнести достаточно чувствительные для России в последнее время вопросы, связанные с признанием Абхазии и Южной Осетии. А также так называемый газовый конфликт между Россией и Украиной в начале 2009 года. Все это говорит о том, что деятельность президента России сопряжена с большой долей политических рисков. Тем не менее пока можно констатировать, что Дмитрий Медведев как президент состоялся – даже на фоне своего предшественника.
Год проверки
Дмитрий Бадовский,
заместитель директора Института социальных систем:На сегодняшний день главным является дееспособность института президентской власти в России, ведь его значимость в конституционной, политической системе традиционно очень важна. Медведев вполне оправдывает ожидания, существующие в обществе в отношении президентской власти, и электоральное доверие, оказанное год назад.
Год был проверкой на прочность и для Медведева, и для их тандема с Путиным. В целом мы видим, что эта система остается трудоспособной. Хотя, конечно, какие-то претензии к ней существуют. Прежде всего в том, что касается эффективности антикризисной политики. Но я думаю, что это общие проблемы эффективности государства.
Первого года недостаточно, чтобы делать выводы об успешности или неуспешности, он показывает лишь определенные вехи, тенденции. Мне кажется, главное, что Медведев выдерживает приоритеты, о которых он заявлял и которые не остались только его предвыборными обещаниями, а реализуются на практике. Он продолжает настаивать на дальнейшем реформировании судебной системы, борьбе с коррупцией.
Вся логика передачи власти была направлена на то, чтобы перевести нашу управленческую, политическую систему с ручного управления на то, чтобы развивались институты. Я бы сказал, что здесь пока какого-то особого прогресса нет, в значительной степени система продолжает функционировать в режиме ручного управления. В условиях форс-мажора, возможно, это оправданно. С другой стороны, это, наверное, не та задача, которая решается за год.
Дмитрий Медведев на днях продемонстрировал, что его присутствие в Интернете ("кремлевский" видеоблог blog.kremlin.ru и блог на площадке "Живого Журнала" community.livejournal.com/blog_medvedev) – не пиар на тему "у нас продвинутый президент", а реальный инструмент власти. стала для властей Краснодара прямым руководством к срочному действию. "Ну это реально круто, президент молодец!" – восторженно комментировали блоггеры, сетуя лишь на то, что приказ написан на бумаге, а не отправлен по "мылу".
15 губернаторов было назначено за первый год президентства Дмитрия Медведева. Из них два – переназначены, один – в связи с образованием нового субъекта Федерации, 12 – новых (ранее не занимавших этот пост), в том числе восемь в связи с досрочным прекращением полномочий предшественников, четыре – в связи с истечением срока полномочий главы региона.