Что мешает развитию сервиса сельхозтехники в крае?

май 20, 2009

Не исключено, что в ближайшие два-три года в крае появится несколько десятков новых сервисных центров по обслуживанию сельхозтехники. Планы по развитию этого направления есть у каждой крупной агроснабженческой компании. Что препятствует их осуществлению, выяснял "СК".

Ремонт и обслуживание сельхозтехники в будущем могут стать сверхперспективным направлением бизнеса.
Анна Зайкова

Это работает!

Обслуживание импортной техники, включая поставку запчастей – уже сегодня не большая проблема.

– Даже John Deere может подвести в самый неподходящий момент, – говорит Леонид Федораев, главный специалист сельхоз­отдела компании "Грана-Хабары". – В прошлом году во время уборки урожая случилась поломка на одном из таких комбайнов. Устранять самому – огромный риск. Сделаешь что-то не так – большой ремонт неизбежен.

Специалисты сервисной бригады смогли найти временное решение, заварив "полетевший" шкив, а уже через несколько дней доставили и установили оригинальную запчасть.

– В прошлом году компания, где мы приобрели комбайн New Holland, по своей инициативе отозвала по причине возможного брака одну из деталей, – заметил Михаил Васюк, директор агрофирмы "Время" из Новичихинского района.

Нынешний сезон преподнес хозяйству "Время" неприятный сюрприз. Едва началась посевная, как из строя вышел новенький трактор "Кировец". Отказал мерседесовский движок, оперативно устранить поломку так и не удалось. Но продавец трактора пошел навстречу, пообещав заменить вышедший из строя двигатель.

Ближе к крестьянам

Заметим, дилеры сельхозтехники занимаются сервисом не из альтруистических побуждений. Хочешь продавать технику – умей решать проблемы клиентов.

По словам Максима Зуйкова, заместителя гендиректора компании "Алтайагротех", уже построена первая очередь многофункциональных торгово-сервисных комплексов в Шипуновском, Поспелихинском, Бий­ском, Целинном, Мамонтовском и Родинском районах. К началу уборочной страды планируется запустить аналогичные подразделения в Благовещенском и Петропавловском районах. А на территории Барнаула фирма располагает современным сервисным центром и компьютеризированным учебным классом.

Планы "Алтайагротеха" по созданию сети межрайонных сервисных центров входят в число первоочередных инвест­проектов, реализуемых в рамках "Алтайского Приобья". Уже освоено более трети бюджета, предусмотренного для реализации этого проекта.

Похожие планы вынашивают компании "Агромаркет", "Агроцентр" и "СЭУС-Агро". Первая уже построила крупный сервисный центр на территории поселка Южный, вторая занимается организацией сервисной площадки в том же районе Барнаула.

– Частичная эксплуатация центра уже началась, официальное открытие запланировано на осень, если экономическая ситуация не внесет свои коррективы, – заметил Александр Костин, президент "Агроцентра".

– Этим летом мы планируем открыть филиал в Хабарах, и если кризис не обострится, то, возможно, еще в двух-трех районах края, – заметил Валерий Самодуров, гендиректор сервисного центра компании "СЭУС-Агро".

Разумный минимализм

Представители агроснабженческих фирм почти в один голос говорят, что развитие сервисных центров в районах края – задача на перспективу.

– Изначально в эксплуатацию запускается первая очередь – склад запчастей и встроенный магазин с возможностью до­стройки сервисных мастерских, рассчитанных на единовременное обслуживание двух тракторов или комбайнов, однако в Благовещенском и Петропавловском районах центры будет запускаться уже с сервисными блоками, – пояснил Зуйков. – В дальнейшем предусмотрена возможность их расширения в зависимости от спроса на услуги в том или ином районе.

Другие компании пока планируют закрывать потребности в сервисе за счет мобильных бригад.

Причина такого подхода – в экономике. Попробуй обеспечить рентабельность сервиса, если крестьяне обращаются к услугам специалистов либо в рамках гарантийных случаев, либо если совсем прижмет. К разделению труда – мы пашем, а сервисная служба ремонтирует – многие из них пока не готовы. Хотя к своим иностранным джипам руководители агрофирм относятся по-другому.

– Сегодня относительно небольшое количество клиентов постоянно обращается за услугами, как правило, это хозяйства, купившие дорогостоящую технику, – утверждает Владимир Бутин, директор сервисного центра компании "Агромаркет".

Хотя, по словам Валерия Самодурова, при должном подходе оказание сервисных услуг агрофирмам может стать одним из наиболее перспективных направлений работы. К примеру, его компания только за один месяц оказала услуг по ремонту и обслуживанию техники на сумму порядка 4 млн. рублей.

Факт

Бортовой компьютер, устанавливаемый на последние модели комбайнов производства "Ростсельмаш", крестьяне в шутку называют "Катей" за то, что он женским голосом оповещает механизатора о возможных проблемах. 

Мнение

Юрий Лукьянов,
заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства края:

С учетом развития "Алтайского Приобья" сервис становится одним из важнейших направлений агроснабженческих компаний. Серьезной базой по обслуживанию техники располагают пять-шесть крупных компаний, работающих на территории края. Однако большая часть техники, которую покупают хозяйства, – уже не те трактора, что можно починить на коленке. Мы ориентируем крестьян пользоваться услугами специалистов.