май 22, 2009
Рейтинги проектов "Звезды на льду" и "Ледниковый период" на Первом канале стабильно били все рекорды. Одноименные гастрольные туры являются самыми масштабными в мире по всем показателям и собирают аншлаги в каждом городе. Исключение не составил и Барнаул, где ледовое шоу гостило 2 февраля. Эти успехи внесли имя создателя, продюсера и "лица" этих проектов, генерального директора компании "Ледовая симфония" Ильи АВЕРБУХА в отечественный список Forbes, но практически лишили сна. О нюансах своего бизнеса и экономике шоу г-н Авербух рассказал редакции газеты "Ваше дело".
– Илья, можно выделить какие-то основные факторы, на которых строится успешность вашего шоу? Возможно, генеральным является ваше имя?
– Ни в коем случае. Конечно, мое имя помогало открывать многие двери, которые профессиональному менеджеру открыть сложно. Но если вспомнить начало… Первый канал тогда сильно рисковал. По сути, меня никто толком не знал и не верил в меня. Все сомневались, что я смогу сделать проект рентабельным, выведу на лед звезд и обеспечу должный уровень гонораров – как им, так и спортсменам. Но я видел, что эта ниша свободна и она может "выстрелить", я-то в себя верил! И вот мы – лидеры. И ни одна профильная компания в мире сейчас даже рядом встать не может в части масштабности проектов и туров. И руководство Первого канала оказалось в выигрыше: такими рейтингами просто нельзя остаться недовольным.
Я думаю, успех нашего проекта сейчас во многом базируется на поддержке Первого канала: такой объем телевизионного продвижения просто не может не сказываться. По этой причине мы стали популярными и за рубежом: русскоязычное население во всем мире нас отлично знает, и в каждой стране мы собираем такие же аншлаги, как и в России.
Кроме того, мы смогли сформировать отличную команду, что тоже крайне важно. Когда все только начиналось, денег было совсем мало, и, соответственно, никакой возможности мотивировать людей зарплатами. Компания набрала силу только благодаря энтузиастам. Например, мне с самого начала повезло, что идею поддержали Петр Цанава, который был у истоков создания брэнда Bosco Sport, и его жена Екатерина, которая сейчас возглавляет маркетинговый отдел "Ледовой симфонии". Нам очень помог ее опыт работы в крупных компаниях, где она занималась привлечением спонсоров.
Но очень долго нам не хватало профессионалов, которые могли грамотно выстроить логистику тура, планировать его бюджет. А сейчас у нас полноценный коллектив. У меня работают лучшие фигуристы, за исключением Евгения Плющенко и с некоторых пор Елены Бережной. То же и с точки зрения технического персонала. Раньше мы привлекали сторонних специалистов, в частности, во время гастролей. А сейчас один и тот же коллектив работает в каждом городе, благодаря чему мы везде представляем одинаково качественный продукт, единое техническое решение. Ну, с небольшими отклонениями, конечно, в силу различия в уровне ледовых дворцов. И стабильно высокое качество, которого мы достигли, естественным образом вызывает уважение и способствует успешности.
– Можно предположить, что оплата услуг такой команды составляет примерно половину всех затрат на проект?
– Да, гонорары спортсменов и звезд составляют около 40% бюджета. При этом цены рыночные, за аналогичные деньги фигуристы выходят на лед и в Европе, и в США. И звезды получают не меньше, чем обычно берут за съемочные дни.
– Кстати, о звездах. Райдеры некоторых из них выглядят весьма впечатляюще. Привычки артистов сильно сказываются на бюджете гастрольного тура?
– Звезды увеличили статью бытовых расходов в разы. Их менеджеры требуют билеты в бизнес-класс и номера люкс. А спортсмены менее прихотливы.
– Ваши проекты представляются очень дорогими в реализации. И сложно предположить, что они окупаются за счет билетов, даже несмотря на аншлаги…
– Идея с самого начала предполагала привлечение спонсорских денег. И у каждого проекта есть определенный пул поддерживающих нас организаций. Максимум нас поддерживали шесть компаний, на 2009 год договоры заключены с пятью: компаниями "ВымпелКом" (ТМ "Билайн"), "Цептер Интернациональ", "Никомед", "Ферреро Русия" и "Сандоз" (ТМ "Иммунал"). А продажи билетов приносят только 40% доходов. Причем нормальные деньги за шоу платят только в Москве и Санкт-Петербурге, где билеты стоят до 7 тыс. рублей. А в регионах просто невозможно выставить адекватную цену, там и так билеты по местным меркам недешевы – до 1,5 тыс. рублей. И вместимость ледовых дворцов в большинстве городов на периферии и в Москве несопоставима.
– К слову о спонсорах. Насколько я знаю, все контракты такого рода составляются при вашем непосредственном участии. В чем именно оно выражается: отсеиваете или, наоборот, убеждаете их в эффективности инвестиций в ваши проекты?
– В сложившейся непростой экономической ситуации для нас очень важна поддержка компаний-спонсоров, именно поэтому я принимаю участие в обсуждении каждого спонсорского контракта. Я очень благодарен и нашим давнишним партнерам, таким, как, например, компания "Цептер Интернациональ", с которой мы работаем четыре года, и тем, кто уже в начале кризисного периода, несмотря на сокращенные маркетинговые бюджеты, приняли решение спонсировать региональный тур, как это сделала компания "ВымпелКом".
– В одном из своих интервью вы говорили, что "увлечены созданием маленькой фигурной империи". Задача кажется весьма нелегкой, особенно если учесть конкуренцию со "Звездами на льду" на канале "Россия".
– Конкуренция с проектом канала "Россия" весьма условная. У "Звезд на льду" формат несколько иной: там очень мало катания, и общий качественный уровень значительно ниже. Поэтому мой проект все время и с большим отрывом лидирует по рейтингам и наш первый гастрольный тур был намного успешнее. А вот их гастроли себя не оправдали совершенно, и проект второго сезона уже не принял ни один российский город. А у нас – аншлаги.
Конечно, непросто держать планку при такой длительности проекта. Год назад я думал, что ледовому шоу осталось жить еще максимум сезон, полагал, что зрителю надоест однообразие самой идеи. Но результаты последнего "Периода" вдохновили: я очень доволен рейтингами и гастрольными сборами.
– На расстановке сил никак не сказался уход Елены Бережной в конкурирующий проект?
– Лена – прекрасная фигуристка, и мне очень хотелось, чтобы она продолжала кататься у меня. Но она приняла решение уйти. На нашем проекте это никак не отразилось, а вот Лена явно проиграла.
– Исходя из количества проектов "Ледовой Симфонии", графика и географии гастролей, складывается ощущение, что вы никогда не спите…
– Так и есть, у меня хронический недосып. Но это не беда. Сон крадет время, которое можно потратить на что-то полезное, новое и интересное.
– А как восстанавливаете силы?
– Очень много дают эмоции, которые я получаю от самой работы, от зрителей, которые встречают наш проект в каждом городе. А еще хорошо приводит в форму спорт: я очень люблю футбол и хоккей!
– Ваше имя уже несколько лет значится в российском рейтинге Forbes. Как вы относитесь к этому статусу?
– Forbes мне польстил, зачем-то сделал мне пиар. Он нелишний, конечно, но мне важнее не видимость доходности, а реальные доходы. Я не считаю себя миллионером, хотя и доволен показателями компании и своими заработками.
– Вам чего-нибудь не хватает в жизни?
– Только сна.
– Мечта должна оставаться мечтой или необходимо стремиться к ее реализации?
– Всегда нужно уметь мечтать. Но при этом не стоять на месте, а ставить цели, ведущие к мечте, и стараться их максимально достигать.
– Как вы переносите свою медийность, пристальный интерес аудитории к своей персоне и своему делу?
– Это часть моей работы, повседневные обязанности, которые я должен выполнять.
– Глянцевые издания сейчас переживают нелегкие времена. Это относится и к вашему журналу LЁD?
– Кризис в какой-то мере коснулся, конечно, и нашего журнала. Но интерес к фигурному катанию не пропадает, несмотря ни на какие тяжелые времена: поклонники фигурного катания покупают журнал, что позволяет ему оставаться на плаву.
Илья Изяславович Авербух родился 18 декабря 1973 года в Москве. Окончил Московскую государственную академию физической культуры. Г-н Авербух – мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России, чемпион Европы и мира, серебряный призер Олимпийских игр (2002 год) в танцах на льду. В 2004 году Илья Авербух снялся в фильме "Время жестоких" и создал компанию "Ледовая cимфония". Предприятие занимается организацией театрализованных ледовых представлений с участием звезд мирового фигурного катания в России и за рубежом. Первый канал четвертый год оплачивает "Ледовой cимфонии" реализацию проектов "Звезды на льду" (2006 год) и "Ледниковый период" (2007, 2008, 2009 годы). В данных проектах Илья Авербух выступает в качестве тренера и продюсера. В конце 2008 года г-н Авербух начал издавать глянцевый журнал LЁD. Тираж издания составляет 50 тыс. экземпляров.
Илья Авербух увлекается музыкой, теннисом, футболом и автомобилями.