май 29, 2009
В этом сезоне отмечается несколько парадоксальных тенденций на рынке туристических услуг. Число рейсов в Турцию возросло, количество турагентств – тоже, а директора некоторых компаний увеличили зарплату сотрудникам. О том, с чем это связано, рассказал Александр Смирнов, директор компании "Плот".
В целом по России спад в туристической отрасли оценивается в 20–30%. И наше агентство, и другие местные компании тоже ощутили на себе это падение.
Какие основные тенденции? Прежде всего это экспансия столичных туроператоров на региональные рынки. Никогда не было такой ситуации перед летним сезоном, когда порядка восьми-девяти новосибирских операторов, которые считались основными игроками по турецкому рынку, взяли паузу и не приобрели блоки мест на анталийском направлении. Видимо, они трезво оценили свои перспективы. Пришли такие сильные игроки, как "Пегас", "Корал", "Капитал-тур", "Вип-турс". У них другие ресурсы, не сопоставимые с возможностями новосибирских операторов. Такая плачевная ситуация сложилась для компаний Сибирского региона.
На Алтай также зашли "Пегас" и "Корал" – еще два года назад. Они плавно оттеснили наших операторов, которые совместными усилиями поднимали один чартерный рейс. Обошлись без скандала, предоставив небольшой блок мест. Поэтому я хочу отметить: когда вы видите рекламу о том, что собственные чартерные рейсы выполняются алтайскими операторами, это некорректная подача информации.
Как ни парадоксально, на этот сезон из Барнаула в Турцию заявлено четыре рейса в неделю, несмотря на то что в стране экономический спад. Операторы обосновывают свое решение понятием "отложенный спрос": те туристы, которые откладывали свой отдых в зимнее время, по их мнению, должны наверстать упущенное летом. Есть, конечно, некоторые сомнения по этому поводу. Такая ситуация чревата тем, что все будет "гореть", появится масса спецпредложений. Я сомневаюсь, что эти цепочки свернутся, думаю, рейсы будут выполняться. Полагаю, операторы реально оценили ситуацию и уже заложили возможные убытки.
Еще одна интересная тенденция – возрастание количества турагентств. Казалось бы, они должны "сыпаться". Но на самом деле этого не происходит. С чем это связано? По всей видимости, с тем, что происходит переток в эту сферу людей из проблемных отраслей. Они пытаются открывать свои агентства. Их основное преимущество – это, конечно, низкие цены и большие скидки до 8–10%. При этом не секрет, что практически максимальная ставка прибыли агентства, предоставляемая оператором, – 10%. Отдавая 8–9% своей агентской комиссии, такие новоиспеченные компании попадают в зону риска. Рано или поздно они могут приобрести большие долги. И такие прецеденты уже есть. Более того, думаю, тенденция продолжится. В туристских кругах уже известно, кто будет следующим. Не буду разглашать название компании, но она работает на рынке уже пять-шесть лет, и ее долги исчисляются миллионами рублей.
Что касается антикризисных мер внутри нашей компании, то я принял, наверное, парадоксальное решение – увеличил заработную плату своим ведущим сотрудникам почти в два раза. Это связано с тем, что обострилась охота на хороших специалистов. В нашей отрасли таких очень мало. А вновь созданные агентства предлагают нереальные оклады, проценты от продаж – от 30 тыс. рублей. И нашим сотрудникам такие предложения поступили. Я смог удержать специалистов, хотя и не смог пообещать зарплат, сопоставимых с теми, которые им предлагали.
Выступление записано на конференции "Маркетинговая стратегия компании в условиях экономической неопределенности", проведенной редакцией газеты "Ваше дело" в апреле.