июнь 23, 2009
Потребителю необходимо владеть максимально возможным объемом информации
Реформа энергетической отрасли с момента начала ее реализации внесла большие изменения в функционирование энергокомпаний и значительные коррективы в законодательную базу. Появилось большое количество нормативных документов, по-новому регламентирующих взаимоотношения энергетиков и потребителей. В результате реформы произошло разделение видов бизнеса в энергокомпаниях, в итоге появились сбытовые, сетевые и генерирующие компании. Все эти изменения самым непосредственным образом отражаются и на потребителях электроэнергии, которые сегодня получают много информации о предоставляемых различными энергокомпаниями услугах. Но, к сожалению, рекламируя ту или иную услугу и активно призывая потребителя ей воспользоваться, представители компании умалчивают о ее недостатках или возможных негативных последствиях.
Достаточно вспомнить нашумевшую историю, когда "Бийскэнергосбыт" в апреле этого года пытался переманить клиентов крупнейшей энергосбытовой компании, позиционируя своим главным преимущество более низкий тариф на электроэнергию. Однако, как оказалось, "Бийскэнергосбыт" не имел права на покупку электроэнергии для своих потребителей, то есть данный поставщик намеревался продавать товар, которого у него не было. Те же потребители, которые поверили рассказам о меньшей цене, в результате остались без электроэнергии и, разобравшись в ситуации, снова заключили договор с гарантирующим поставщиком – "Алтайэнергосбытом".
В настоящее время МРСК Сибири призывает потребителей заключать прямые договоры на транспортировку электроэнергии. Главным преимуществом такого договора, по мнению специалистов МРСК, является то, что он дает возможность потребителям работать непосредственно с сетевой организацией без участия посредников – сбытовых компаний. Но так ли важно и нужно потребителю это непосредственное взаимодействие с сетевой компанией?
Сегодня потребитель ОАО "Алтайэнергосбыт" имеет с данным гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения. Согласно ему "Алтайэнергосбыт" продает своим абонентам купленную для них на оптовом рынке электроэнергию, а также решает с сетевой компанией все вопросы, касающиеся доставки (транспортировки) электроэнергии до клиента. Таким образом, за качество и надежность процесса энергоснабжения ОАО "Алтайэнергосбыт" несет договорную ответственность, гарантируя тем самым стабильность взаимодействия с сетевой организацией в целом и в части представления интересов своих покупателей. Кроме того, этот вид взаимоотношений позволяет потребителю переложить решение всех вопросов технологического характера (например, один из основных – коммерческие потери в сетях) на своего гарантирующего поставщика.
Что же касается советов сетевой компании о том, чтобы потребитель расторгал существующий договор энергоснабжения и заключал новые – с "Алтайэнергосбытом" на покупку электроэнергии, а с ними – на транспортировку, то стоит обратить внимание на то, что согласно действующему законодательству РФ изменение договорных отношений в период действия этого документа возможно лишь по согласию обеих сторон.
Но самое главное, о чем умалчивает сетевая компания, состоит в том, что существующие тарифы на электроэнергию,* поставляемую ОАО "Алтайэнергосбыт" потребителям Алтайского края и Республики Алтай, включают в себя не только стоимость электроэнергии, но и стоимость услуг ее транспортировки сетевой организацией! Поэтому, заключив "прямые" договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии (транспортировку) с сетевой организацией, потребитель будет оплачивать данные услуги дважды: в составе утвержденного тарифа на электроэнергию и отдельно по "прямому" договору на оказание услуг с МРСК.
Подводя итог вышесказанному, стоит обратить внимание на то, что, пользуясь недостаточной осведомленностью потребителей и отсутствием у них опыта работы в условиях новой модели розничного рынка электроэнергии, поставщики различных услуг в борьбе за клиента могут использовать его незнание в своих целях. Потребителю необходимо владеть максимально возможным объемом информации и всегда помнить, что именно он несет ответственность за свой выбор.
__________________
* Тарифы на электроэнергию утверждены постановлением Главного управления экономики и инвестиций администрации Алтайского края № 102 от 25.11.08 г. и постановлением Комитета по тарифам Республики Алтай № 10/1 от 14.11.08 г.