Кто мы, гиды или аграрии?

июнь 24, 2009

"Рыбная столица Западной Сибири" – такую формулу продвижения города Камня-на-Оби абсолютно неожиданно для себя вывел Андрей Олишевский, генеральный директор компании "Алтайская ярмарка". С имиджем Алтайского края не все так просто. Особо аграрная территория, регион с высоким туристическим потенциалом и инновационной экономикой, в общем, бездна смысла. Своими мыслями на этот счет поделился топ-менеджер "Алтайской ярмарки".

Маятник качнулся

– Андрей Иванович, еще совсем недавно, два-три года назад, нас называли депрессивным регионом. Нет-нет да и проскользнет эта формулировка в ходе какого-нибудь "круглого стола"…

– Общаясь с деловыми партнерами из других регионов и государств, я все тверже убеждаюсь, что Алтайский край уже преодолел этот негативный имидж. Маятник восприятия качнулся в другую сторону. Сегодня представления о депрессивности заслонили собой перспективы туристической и игорной зон, а также высокий потенциал в агропромышленной сфере. В отношении "сибирского Лас-Вегаса", правда, до сих пор возникает много вопросов, идет своего рода игра "верю – не верю". Но факт остается фактом, сегодня уже никто не называет нас "красным поясом", проедающим деньги из центра.

– Тем не менее после презентации программы комплексного развития "Алтайского Приобья" про сельское хозяйство говорят чаще, чем про туризм. Почему такие крайности?

– Я неоднократно высказывал свое мнение о том, что от подобной компиляции регион только выигрывает. Туризм – приятные эмоции и отдых. Сельское хозяйство – это экологически чистая продукция, основа стабильности. В стратегии развития региона до 2025 года, принятой два года назад, это сочетание также нашло свое отражение. Алтайскому краю отведена роль стать глобальным центром здоровья – регионом с развитой индустрией отдыха, туризма, высокими стандартами проживания, где хочется отдыхать и куда хочется возвращаться.

Бездна смыслов

– Между тем сегодня абсолютно непонятно, кто мы – "сибирский Давос", "сибирский Лас-Вегас" или же аграрная территория?

– В своей работе по формированию туристического бренда края мы делаем акцент на уникальности региона. Его конкурентные преимущества заключаются в четырех сферах. Оздоровление и отдых: мы говорим – край, дарующий силу; уникальные предпосылки для развития приключенческого и экстремального туризма – край, дарующий смелость; чистота природы, условия для производства экологически чистой продукции – край, дарующий чистоту; глубокая история, мифы и легенды – край, дарующий открытия. Такой бренд положительно воспринят потребителями, туристическим сообществом, средствами массовой информации, органами власти. Теперь нужно закреплять его в сознании.

В последние дни в городе и на трассовых модулях по бийской трассе появились разные интерпретации этих смыслов. Началось тиражирование: "дарующий свободу", "дарующий познание", идет замена визуального ряда под нашими слоганами. В этом больше вреда, чем пользы, поскольку идет размывание бренда. Вместо того чтобы искать одну емкую и уникальную фразу как отражение края, мы применяем многократное тиражирование схожих фраз и смыслов. Это дорога к неузнаваемости и невосприятию в конечном итоге.

На самом деле правильным является наполнение большим (с ударением на о) смыслом четырех слоганов. Под них можно подвести и экологически чистые продукты питания, и наших узнаваемых земляков, и инновации, и все, что заложено в миссии края.

Новое видение

– В чем особенность продвижения территории? Как расставить акценты?

– Недавно мы провели универсальную межрайонную выставку-ярмарку в Камне-на-Оби. В этом городе многое завязано на рыбопереработке. Здесь находится единственный в нашем регионе завод по переработке рыбы, он наращивает объемы производства продукции. Заметьте, качественной продукции, что подтверждено победами в конкурсе "Лучший алтайский товар года". Кроме этого завода в городе есть ряд частных предприятий по переработке рыбы. Никто не считал долю рынка Камня-на-Оби в этом секторе в СФО, но она, поверьте, значительна. И может быть увеличена. "Рыбная столица Западной Сибири" – такую формулу продвижения этого города вывели мы для себя. Хотя на выставке был представлен почти весь спектр товаров, которые производятся в Каменском районе. Интересный нюанс. То же самое и с аграрным акцентом в случае имиджа края. Он ничего не усугубляет и не искажает, просто это наша специфика. А с учетом возрастания важности производства продовольствия на планете аграрность края будет все более выгодно его отличать. 

Новая Сибирь

– Как вы считаете, способен ли проект "Алтайского Приобья" дать эффект синергии, когда один плюс один дает больше двух?

– Мне трудно давать оценки программе "Алтайского Приобья" в силу ее беспрецедентности. Скажу лишь, что я ее полный сторонник. В начале XIX века Петр Аркадьевич Столыпин успешно провел аграрную реформу Сибири. В советское время Сибирь развивалась как сырьевой регион. Наверное, настало время думать о новой, реальной Сибири. "Алтайское Приобье" – мегапроект, абсолютно нужный региону.

Программа сейчас пробивает себе дорогу. Как всякое новое, она имеет и сторонников, и противников. Она должна наполняться проектами, смыслами, привлекать на свою сторону все больше людей. Но следует усилить блок инфраструктуры продвижения алтайских товаров. Одной зерновой биржи и сети Интернет недостаточно, чтобы успешно продвигать продукцию. Недооцененность развития инфраструктуры продвижения товаров грозит серьезными проблемами нарушения баланса между производством и сбытом. Проведение выставок, конгрессов, экономических форумов – неотъемлемая и самая эффективная часть жизни любого развитого рынка. Не будет в крае такой современной инфрастуктуры – не будут реализованы наши амбициозные планы в АПК. 

Андрей Олишевский,
топ-менеджер "Алтайской ярмарки":

Когда мы продаем алтайский сыр, мы предлагаем не только продукт, но и частицу Алтая. Когда регион участвует в международных выставках и форумах, это также продвижение края. Нужно увязать все это в единый комплекс, тогда мы сможем рассчитывать на большее, чем освоение инвестиционных ресурсов.

Спарвка

В XIX веке Каменская ярмарка была четвертой в Сибири по масштабам товарооборота. Последняя такая ярмарка прошла в 1903 году. Первая в новое время состоялась в начале июня 2009 года.