июнь 29, 2009
Александр Шульженко, генеральный директор платежной системы Quickpay, комментирует изменения, которые ожидает рынок по приему платежей через терминалы в связи с принятием федерального закона, направленного на его регулирование. Платежная система Quickpay разработана в Барнауле, но терминалы с ее использованием работают по всей России. Во время обсуждения законопроекта о деятельности терминалов от Quickpay было направлено критическое письмо на имя президента, которое цитировали и федеральные СМИ.
В начале июня президент Дмитрий Медведев подписал Закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (№ 103-ФЗ от 3 июня 2009 года), который с 1 января 2010 года будет регулировать деятельность участников рынка по приему платежей с использованием терминалов. Законопроект несколько месяцев активно обсуждался представителями всех заинтересованных сторон: платежных систем, банков, владельцев терминалов, так как вносил ряд существенных изменений в схему взаимодействия и отчетности.
С 2007 года рынок находился в подвешенном состоянии, потому что с 1 ноября вступало в силу указание Центробанка России от 20 июня 2007 г. № 1842-У "О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями". До выхода этого документа прием платежей осуществлялся по агентской схеме, то есть по договору между поставщиком услуг (скажем, мобильным оператором), платежной системой и владельцем терминалов без контроля со стороны банка. А с 1 ноября 2007 года компании, осуществляющие прием платежей, стали обязаны заключать договор с банком. При этом банки не имеют технологического обеспечения для приема платежей, и юридическая платформа по заключению договора с ними на данный вид деятельности отсутствует. Некоторые платежные системы такой договор все же подписали, но как его реализовать на практике, мало кто представлял. Кроме того, большинство терминалов принадлежит не платежным системам, а их агентам.
До последнего времени большинство операторов рынка просто игнорировали указание Центробанка. А некоторые доказывали, в том числе и в судебном порядке, что согласно законодательству их деятельность неподконтрольна банкам и они имеют право работать по агентской схеме. Понимая возникшие противоречия, комитет по финансовым рынкам Государственной Думы разработал проект закона, который был призван их устранить.
Участников рынка в нем смущало несколько пунктов. Во-первых, вводилось обязательное страхование ответственности для платежных систем и агентов (владельцев платежных терминалов). Это вызывало наибольшие опасения, так как сумма страховой премии не зависела от размеров сети агента и была одной для владельцев как двух, так и 100 аппаратов и составляла 5 млн. рублей. Введение этой меры могло привести к банкротству небольших агентов (до 10 терминалов), которых очень много. Но законодатели прислушались к мнению участников рынка и исключили данное требование из последней редакции. Возможно, этому способствовало и открытое письмо президенту, которое писала платежная система Quickpay.
Во-вторых, вопросы вызывало требование установить кассовый аппарат в каждый платежный терминал. Затраты на установку такой техники в один терминал составляют 20–40 тыс. рублей. Кроме того, нужно регулярно платить центру технического обслуживания фискальных регистраторов. Все это увеличивает издержки и снижает рентабельность. Данный пункт остался в принятом законе. И теперь у владельцев платежных терминалов есть два пути: заменить принтеры, установленные в терминалы, на новые с фискальной памятью или докупить фискальный блок к существующему принтеру. Второй вариант более дешевый, но он применим не для всех принтеров.
Несмотря на то что закон все же обязал владельцев терминалов использовать контрольно-кассовую технику, я считаю, что развитие рынка по приему платежей не остановится. Дополнительный доход владельцы аппаратов смогут получать благодаря подключению к платежным системам новых поставщиков услуг: операторов фиксированной связи, компаний ЖКХ, интернет-провайдеров. По прогнозам специалистов, благодаря несотовым платежам в ближайшие несколько лет оборот терминалов вырастет на 100%, что компенсирует издержки на фискальные регистраторы. В целом введение фискальных регистраторов стабилизирует рынок и повысит лояльность клиентов, что приведет к увеличению среднего чека и появлению у потребителей возможности оплачивать более широкий круг услуг. В любых переменах можно найти преимущества. Главное – не стоять на месте, а улучшать качество и расширять ассортимент услуг.
Помимо указанных выше изменений в окончательную версию закона вошли следующие:
– необходимость открытия расчетного счета, через который будут проходить все суммы агента к платежной системе;
– необходимость регистрации платежных систем в Росфинмониторинге;
– ответственность платежных систем перед поставщиками услуг за своих агентов.