июль 3, 2009
Материал газеты "Ваше дело" "Пираты рекламного моря" породил в сообществе рекламистов бурные дискуссии. Главной темой публикации стало обилие несанкционированной рекламы в Барнауле. В качестве одной из причин такой ситуации называлось отсутствие концепции развития наружной рекламы в краевой столице, которую не могут принять уже более года. О своих взглядах на проблему и о путях ее решения рассказал один из создателей регулирующего документа, член Общественного совета по рекламе при мэрии Барнаула, генеральный директор РГ "Продвижение" Алексей Холоднов.
– вполне полноценная область экономики и денег приносит достаточно. Ее арендная составляющая также высокорентабельна. Здесь остро стоит вопрос конкуренции. Но кому проще в этой ситуации: тому, кто на виду, или тому, кто "в подполье"? Как показывает реальная ситуация – тем, кто в тени. Такие операторы не получают разрешений на носители и, соответственно, никому не платят. Тем более что с точки зрения закона нельзя просто демонтировать несанкционированный носитель. Если его необоснованно снимут, человек подаст в суд, и придется возмещать ему убытки!
Да, периодически проходят рейды администраций, и некоторые конструкции снимают. Но если это начнут делать в массовом порядке, я уверен – будут прецеденты, причем не в пользу власти. И потом, единичные акции – это ничто. Нужен механизм, который бы позволял на законных основаниях демонтировать носители и бороться с такими подпольными предпринимателями. Однако никто из рекламистов не хочет работать над созданием такого механизма. Потому что как только он начнет действовать, им самим "снимут головы", львиная доля операторов выроет себе таким инструментом могилу.
У большинства носителей в городе не оформлены права аренды земли, в агентствах нет положенных технических специалистов. Скажем, работает компания со световой рекламой – в штате должен быть электрик. Или необходим договор на обслуживание электроустановок с соответствующим предприятием. А почти ни у кого этого нет! И те же теневики могут справедливо спросить "легальных" операторов: ребята, а чем вы от нас отличаетесь?! И если начать наводить порядок в рамках закона, большая часть рекламистов рискует подвести себя под созданный своими руками монастырь. Поэтому ни один оператор не ведет методичной работы в этом направлении, не демонстрирует своей гражданской позиции. Никто ни с кем не хочет ссориться, пока ситуация не ущемляет финансово-экономических интересов.
Недавние выступления по этому поводу и я связываю только с тем, что теневики активно забирают у них клиентов. Человек, которому на три месяца нужно разместиться на растяжке, не нуждается в ее официальности, и цена ликвидности места здесь обсуждаться тоже не будет. Рынок контролируется только на бумаге. Властям в связи с кризисом совершенно не до рекламистов, а последние сами понимают: если сейчас развязать войну, она будет не в их пользу.
Я год назад предупреждал коллег по отрасли, что рынок не резиновый и начнется жесткая конкуренция. И вот мы к этому пришли. Я считаю, необходимо срочно принимать меры. Я призываю сообщество инициировать создание реального рабочего контролирующего органа при комитете по архитектуре, который бы учитывал и контролировал носители. Ведь с этих носителей начисляются налоги, а никто в городе не знает, сколько здесь конструкций и с какого количества идут положенные отчисления в бюджет. Данный контролирующий орган как раз и занялся бы этим вопросом. Я уверен, он сможет приносить в казну немалые деньги и очень быстро. И сами операторы тоже выиграли бы, кстати. Появились в городе носители, не вписывающиеся в концепцию, – можно жаловаться и проверять, почему они там оказались. Это же легальный механизм очищения рынка.
Да, прежде чем наводить порядок вокруг, придется самим сначала "причесаться и умыться". Да, власти придется поступиться рядом полномочий. Но в конечном счете все от этого только выиграют. Я готов действовать. Дайте власть – мы наведем порядок, увеличим поступления в бюджет. И, что немаловажно, поспособствуем благоустройству города. Ведь в каком состоянии носители сейчас? Пыль не протирают, проводку не прячут, пустые места не закрывают, чтобы срам спрятать! А ведь это просто элементарный порядок, который можно и нужно навести.
Еще Суворов сказал: у крестьянина хозяйство в достатке – помещику лишний доход. И я могу доказать, что этот принцип может работать у нас и сейчас.