июль 7, 2009
C 1 июля в сфере госзаказа произошло важное изменение – введен новый порядок проведения открытых аукционов в электронной форме. При этом старая схема будет действовать еще год. Однако для поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд именно новый порядок организации электронных аукционов видится более привлекательным. В первую очередь потому, что он устранил максимальный порог стоимости лота в 1 млн. рублей.
Есть мнение, что отмена максимального порога стоимости контракта выгодна и заказчикам, и поставщикам. Первые смогут выставлять на электронные аукционы более крупные лоты, а поставщики получают доступ к действительно серьезным заказам.
Второе нововведение связано с намерением федеральных властей централизовать размещение заказов на ограниченном количестве электронных площадок. Предполагается, что их на всю страну будет, скорее всего, не более пяти. Таким образом планируется решить две проблемы. Во-первых, обеспечить информационную безопасность сделок. Во-вторых, упростить для предпринимателей поиск интересующих их извещений об электронных аукционах. Как известно, в настоящее время у компаний в этом плане есть проблемы – сведения размещаются на 83 региональных порталах и нескольких десятках негосударственных электронных площадках.
Кстати, для реализации данной идеи правительство РФ определило три пилотные площадки для проведения первых крупных электронных аукционов: Москва, Татарстан и Сбербанк. Окончательный отбор и утверждение "глобальных" площадок должны завершиться осенью этого года. Пока правительственные чиновники решают столь масштабные задачи, Сергей ХЛЕСТКИЙ, исполнительный директор "Сибирского аукционного дома", рассказал "ВД" о некоторых ключевых нюансах нового порядка проведения открытых аукционов в электронной форме.
– Согласно новому порядку потенциальные участники аукциона должны пройти аккредитацию на электронной торговой площадке. Для этого необходимо направить оператору площадки внушительный пакет документов. Однако их список ограничен, и потребовать какие-то дополнительные документы оператор не имеет права. Все полученные данные вносятся в реестр, а срок аккредитации составляет три года.
При аккредитации в обязанности оператора площадки входит открытие банковского счета для участника электронного аукциона. Счет необходим для проведения операций по финансовому обеспечению участия в конкурсной процедуре. При этом размер обеспечения может составлять не менее 0,5%, но не более 5% начальной стоимости контракта в зависимости от решения заказчика. Новизна механизма заключается в том, что счет принадлежит участнику и все операции с внесением средств и их выводом со счета производит он сам. Впрочем, оператор примет заявку на участие в электронном аукционе только в том случае, если на счете уже есть необходимая сумма. При этом она временно блокируется на счете. Сумма будет заморожена до момента окончания аукциона. Если участник не стал победителем, то имеющиеся на его счете деньги разблокируются. Их можно снять или оставить на депозите.
Как и в случае с аукционом обычным, если победитель электронного аукциона впоследствии откажется от заключения контракта, сумма, перечисленная на счет в качестве обеспечения, ему не возвращается. В этом, несомненно, заключается одно из преимуществ новой схемы как для заказчика, так и для банка, с которым будет сотрудничать оператор.
И еще один момент, связанный с финансами. По новым правилам оператор электронной торговой площадки не имеет права брать с заказчика оплату за услуги. Платить оператору будет тот участник, который по итогам аукциона заключит государственный контракт. Сейчас суммы вознаграждения оператора торговой площадки еще не установлены. Однако могу сказать, что даже одна десятая процента от стоимости каждого контракта будет для электронных площадок очень хорошим источником доходов.
– До июля 2010 года заказчики по своему усмотрению могут пользоваться как прежним, так и новым порядком проведения электронных аукционов. Возникает вопрос: какой схеме будет отдано предпочтение? Сейчас однозначно ответить на него проблематично. Но можно выделить плюсы и минусы нового порядка, если смотреть на него глазами государственного или муниципального заказчика.
К плюсам, во-первых, относится неограниченная сумма контракта. Во-вторых, механизм предварительной подачи заявок в определенной степени защищает заказчика. В-третьих, при наличии даже одного участника аукцион может быть признан состоявшимся. А если победитель уклонился от подписания контракта, то он заключается с участником, занявшим вторую позицию. Напомню, в прежней редакции это было невозможно.
Теперь о минусах новой редакции. Реальные сложности заказчикам несет необходимость создания аукционных комиссий, а также ответственность за рассмотрение заявок. Аукционная комиссия – это группа лиц, которые являются представителями заказчика, но имеют отдельные права и обязанности. Именно члены комиссии несут персональную ответственность за неправомерный отказ в допуске к аукциону либо наоборот. Предположим, в допуске было отказано, участник обжаловал это решение в ФАС и антимонопольная служба поддержала его позицию. В этом случае каждый участник комиссии, проголосовавший за "неправильное" решение, будет подвергнут штрафу. Его минимальный размер – 30 тыс. рублей. А если отказ по одному основанию был дан нескольким участникам, то штраф на члена комиссии будет налагаться по каждому конкретному случаю.
Есть в новом порядке проведения открытых аукционов в электронной форме детали, напрямую нацеленные на повышение объективности при определении победителя. Например, механизм рассмотрения заявок участников. Все заявки делятся на две ключевые части. Сначала оператор торговой площадки передает в аукционную комиссию первую часть, в которой содержатся согласие на участие в аукционе и технические, функциональные, потребительские характеристики товара и т. д. Аукционная комиссия рассматривает до процедуры торга только эти обезличенные сведения и на основе них принимает решения. Таким образом, принимая решение о допуске к аукциону и составляя соответствующий протокол, члены комиссии не знают, кто стоит за той или иной заявкой, потому что подробные данные об участнике содержатся во второй части заявки.
Редакция газеты "Ваше дело" решила задать Сергею Хлесткому несколько дополнительных вопросов.
– Сергей Юрьевич, по данным Главэкономики, в крае за I квартал 2009 года заказы на работы и услуги размещались путем открытого аукциона в электронной форме лишь пять раз. Для сравнения: по товарам за это же время было 93 электронных аукциона. В чем причина такой разницы?
– Заказы на какие работы чаще всего размещаются путем проведения аукциона? В 90% случаев – это подрядные работы. А они подразумевают наличие лицензии у компании, которая будет эти работы выполнять. Но при "старом" порядке проведения электронных аукционов документы от участников вообще не запрашиваются. То есть на торги может выйти кто угодно. И для заказчиков это стало сдерживающим фактором. По новым правилам, вступившим в силу с 1 июля, предусмотрена заявка от участника, к которой должна прилагаться в том числе и копия лицензии.
– Какой способ получения информации о предстоящих аукционах для поставщиков сейчас является наиболее оптимальным? Отслеживать все соответствующие интернет-ресурсы?
– Да, можно терпеливо посещать официальные сайты региональных администраций. Там есть сведения о региональных и муниципальных торгах. Федеральные же заказчики . Плюс есть специализированные электронные площадки.
Другой вариант – воспользоваться услугой по подбору данных об интересующих торгах. По вашему заказу человек будет аккумулировать информацию об определенных электронных аукционах и высылать ее вам.
Добавлю, что сбор таких данных – это очень непростая работа. Интересной иллюстрацией в этом плане является недавний громкий скандал российского масштаба. Речь идет о том, что на федеральном сайте при публикации извещений о процедурах торгов некоторые буквы подменялись с кириллицы на латиницу. В итоге извещение с такими "ошибками" при помощи поисковой системы сайта да и любой поисковой системы в Интернете найти просто невозможно. Для чего это делается, каждый может додумать сам.
– "Российская бизнес-газета" недавно дала прогноз: "В ближайшее время на электронные торги будут выставлены государственные заказы стоимостью миллиарды рублей". Действительно ли в этой сфере грядет бум?
– Бума ждать не стоит. Впрочем, в одном случае аукционный бум может произойти…
– Если закончится кризис?
– Нет, кризис здесь вообще ни при чем. Потому что деньги на государственные и муниципальные закупки сейчас худо-бедно, но выделяются.
Я имел в виду другое. Массово проводиться электронные аукционы по новым правилам будут, только если это станет обязательным для заказчиков. Например, в силу каких-либо очередных изменений законодательства.
Иначе из-за сложности предлагаемой процедуры большинству заказчиков будет проще "по старинке" проводить обычные открытые аукционы. Да, на обычном аукционе тоже есть процедура сбора документации, есть необходимость формирования комиссии и т. д. Но это уже привычные для многих процедуры. Тем более что обычный аукцион доступен, по большому счету, только для местных поставщиков, а "чужаки" отсечены в связи с удаленностью места проведения процедуры торгов. В соседнем регионе могут просто не знать, что здесь проводится такой-то аукцион. Кроме того, приехать в другой регион для участия в торгах – дело для многих затруднительное.
Данные об электронных аукционах, проведенных в Алтайском крае в I квартале 2009 года (млн. рублей)
Категория закупки |
Количество |
Общая начальная цена контрактов |
Общая цена контрактов, заключенных по итогам аукциона |
Экономия бюджетных средств |
Эффективность |
Товары |
354 |
138,6 |
128,9 |
9,7 |
7,0 |
Работы |
4 |
2,2 |
1,2 |
0,97 |
44,8 |
Услуги |
15 |
6,0 |
5,4 |
0,56 |
9,5 |
Итого |
373 |
146,7 |
135,5 |
11,2 |
7,7 |