июль 9, 2009
Прокормить себя и семью порой не могут даже самые высококвалифицированные специалисты. Почему? "50 процентов рабочих мест в России не соответствуют уровню XXI века, – заявил Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций. – Если мы хотим быть в числе хотя бы второго ряда стран, мы должны эти рабочие места заменить".
Спорить с этим утверждением эксперта, наверное, смысла нет. Вопрос – как создать рабочие места XXI века? Гонтмахер считает: справиться с этой задачей сможет только частная инициатива. И только тогда, когда в системе госуправления появятся новые механизмы разрешения конфликтов и проблем. Режим ручного управления (приехал барин – зарплату выплатили) – не способ модернизации экономики.
Какова эффективность антикризисных лекарств нашей власти, Евгений Шлемович показывает на многих примерах. Безработица – лишь один из них. Увеличили максимальный размер пособия – а армия зарегистрированных безработных выросла: на учет встали те, кто не собирался работать или работал, что называется, неофициально. Задумали переобучить граждан – но под программу попали всего 170 тысяч граждан. На фоне 7,7 млн. безработных в России (оценка по международной методике) не впечатляет. Ей-богу.
Да и разве проблема в безработице? "Проблема в занятости, – полагает Гонтмахер. – Высокая безработица – не беда. В Испании ее уровень сегодня – 18 процентов. В России рекордная безработица была в 1998 году после дефолта – 13,5 процента. Но после этого загрузка предприятий резко возросла и безработные рассосались. Мы же стоим перед угрозой застойной безработицы: новые рабочие места не создаются".
Кто, собственно, мог бы создавать в нашей стране современные рабочие места? Ответ эксперта, в общем-то, банален: частный сектор. Но только не в условиях административного произвола, который стал на просторах нашей Родины просто системой. "Бизнес в неволе не размножается! – утверждает Гонтмахер. – Крупный наш бизнес без согласования с администрацией президента не может сделать крупные инвестиции ни за рубежом, ни внутри страны". Чиновник решит – инвестиция будет. Нет – ну, тогда прощай развитие. А кто сказал, что чиновник всегда прав?
Но согласование с чиновниками только одна беда. Другая беда – та дань, которую платят им предприниматели. В 90-е годы коррупция служила скорее смазкой – помогала быстрее решать проблемы. Сегодня это уже обязательный побор. "Проверки малого бизнеса теперь можно проводить только раз в три года, но за одну проверку бизнес заплатит все, – продолжает Гонтмахер. – Надо освободить малый бизнес от проверок и, может быть, от налогов года на два – бюджет от этого много не потеряет".
Наверное, Евгений Шлемович слишком жесток, но кто-то ж должен это произнести вслух: "Сегодня происходит болезненный процесс умирания советской экономики, а у нас 70 процентов рабочих мест индустриального типа".
Что делать с теми, кто будет неизбежно уволен? В первую очередь – проводить массированное переобучение людей, и вузы должны сыграть в этом ключевую роль. Правда, к этому мы тоже пока не готовы: тысячи людей у нас получили и получают фиктивное образование. "Я согласен с министром образования, что две трети вузов надо закрыть, – говорит Гонтмахер. – Надо помогать сильным вузам, разобраться с филиалами. Частные вузы – это хорошо, но значительная их часть – это лишь место для получения дипломов".
…Вообще, на Евгения Гонтмахера в последние месяцы обрушилось море критики в Интернете: склоняли фамилию, отчество, попрекали опытом работы в правительстве в те самые 90-е ("лихие"): мол, где ж ты тогда был, эксперт? Но возражений по существу я лично не встретила.
Богатые богатеют быстрее, чем бедные. Неправда? Половина населения полностью отрезана от современных благ: качественной медицинской помощи и качественного образования. Ложь? Страна развивается по инерции, роль бюрократии и административный произвол усиливаются. Разве не так? Да, в антикризисной программе правительства написано: за счет средств налогоплательщиков мы не будем поддерживать неэффективно работающие предприятия. Однако по факту происходит обратное: большая часть антикризисных мер идет на поддержание действующих предприятий, а не на создание технологий будущего.
Сегодня эксперт предполагает: к середине 2010 года денег в резервном фонде, скорее всего, не останется, в ближайшие годы наше будущее непредсказуемо. Президент страны хочет изменить подходы, он фактически взял на себя ответственность за выработку перспектив развития страны до 2030 года, поставив задачу сделать страну конкурентоспособной. Но нынешние государственные институты к решению этой вполне очевидной задачи вряд ли способны. И хорошо бы, чтоб как раз это его предположение не оправдалось.
Валоризация пенсий не приведет к резкому росту цен, потому что основной фактор инфляции в России – это повышение тарифов естественных монополий и в целом монополизация экономики. Кроме того, действуют и факторы, понижающие цены.
1,1% – такова доля средств, направленных на модернизацию экономики, в пакете антикризисных льгот из федерального бюджета 2009 года (по данным РБК).