июль 14, 2009
7 июля на базе комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского краевого Законодательного собрания (АКЗС) обсуждался вопрос изменений ряда пунктов в Законе "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории края". Он действует с 2006 года. Поводом для обсуждения послужил протест краевого прокурора в отношении семи положений закона.
"Шесть пунктов закона необходимо преобразовать в связи с теми изменениями, которые в последнее время появились на федеральном уровне. Они были приняты нами сразу, но седьмой пункт вызвал дискуссию. Речь идет о размере уставного капитала для юридических лиц, занимающихся реализацией алкоголя", – рассказал председатель некоммерческого партнерства "Алтайская алкогольная ассоциация" Максим Байкалов.
Напомним, что сейчас в крае действует дифференцированный подход к размеру уставного капитала организаций – продавцов алкогольной продукции. Для Барнаула он равен 700 тыс. рублей, для других городов – 250 тыс. рублей, для районных центров – 200 тыс. рублей и 25 тыс. рублей – для малых сел. Прокуратура считает, что такое разделение противоречит Федеральному закону "О защите конкуренции". "Профильный федеральный закон дает право субъектам самостоятельно определять размер уставного капитала, но там нет пункта, который позволял бы делать его сумму различной для муниципалитетов", – поясняет старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов прокуратуры Алтайского края Ирина Трошина.
"С одной стороны, в этом есть логика, но с другой – город и село не сопоставимы по доходам", – комментирует заместитель начальника Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Виктор Иванов. Он считает, что схема, работающая сейчас, оптимальна. "Ее используют 16 регионов страны. Нельзя подходить ко всем с одной меркой. Сейчас мы дали задание своим юристам, которые рассмотрят возможность оставить все на прежнем уровне. Нам не удалось прийти к единому мнению о том, какова должна быть сумма уставного капитала. Если она будет единой для всего края, то мы остановимся на нижней планке в 25 тыс. рублей", – продолжает Виктор Иванов.
Заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству АКЗС Павел Нестеров считает приемлемым размер уставного капитала в 100 тыс. рублей. "Если поднять эту цифру до 200 тыс. рублей, то маленькие села не выдержат нагрузки. Если уравнять ее до 25 тыс. рублей, то в Барнауле в каждой подворотне будут продавать алкоголь, причем "паленый", – заявляет он.
Председатель совета предпринимателей Косихинского района Евгений Веркошанский, заглядывая в будущее, предполагает, что к 2010 году размер уставного капитала для юридических лиц будет "спущен" с федерального уровня, и необходимость решать этот вопрос отпадет. Председатель совета предпринимателей при главе Бийского района Игорь Гончаров не спорит, что возможность продавать алкоголь должна обосновываться наличием уставного капитала, который демонстрирует надежность предприятия. "Но он может формироваться и на основе интеллектуальной собственности, стоимость которой определяешь сам. Так что принципиального значения уставной капитал не имеет, гораздо важнее сегодня стоимость лицензии", – затрагивает еще одну тему г-н Гончаров.
"Я уже не в первый раз предлагаю воспользоваться новосибирским примером, где лицензия приобретается не на юридическое лицо, а на отдельный магазин. Ее стоимость составляет 10 тыс. рублей в год. На мой взгляд, неравные условия – это когда одинаково платят за лицензию те, кто в городе имеет по 100 магазинов, и те, кто работает в одном маленьком селе", – озвучил свою позицию Евгений Веркошанский. А Игорь Гончаров на эмоциональном подъеме заявил, что планирует объединить силы всех районных советов предпринимателей, чтобы инициировать письменное обращение к губернатору края Александру Карлину и председателю АКЗС Ивану Лоору. "Важно, чтобы лицензия, которая сегодня стоит 20 тыс. рублей на год, стоила меньше. Сейчас она сильно бьет по карману. До 2005 года мы платили 5 тыс. рублей за три года работы. Есть послабления для удаленных деревень, но в нашем районе таких только три, и там просто нет магазинов. Позиция краевой администрации заключается в том, что бюджету неоткуда будет восполнить 48 млн. рублей в год, которые обеспечивает продажа лицензий. Те, кто так говорит, просто не владеют обстановкой. Ведь магазины в районах закрываются", – поясняет г-н Гончаров. Предприниматель считает оптимальным размер лицензии в 20 тыс. рублей на пять лет.
"По-моему, сегодня 20 тыс. рублей – это не те деньги, за которые надо биться. Если учесть изменения, которые сегодня готовит правительство, я имею в виду госмонополию на производство и продажу алкоголя, то сегодняшние изменения покажутся цветочками", – считает Виктор Иванов. А г-н Нестеров сказал, что для решения вопроса требуется более глубокое изучение рынка. Для этого еще есть время провести дополнительное заседание рабочей группы, состав которой будет более расширенным.