Губернатор о "Бирюзовой Катуни"

июль 16, 2009

Губернатор Алтайского края Александр Карлин 11 июля во время пресс-ланча с представителями сибирских СМИ подробно прокомментировал несколько ключевых вопросов развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) "Бирюзовая Катунь". Предлагаем вашему вниманию фрагменты его выступлений.

Александр Карлин, губернатор Алтайского края.
Олег Богданов

"Бирюзовая Катунь" – это одна из семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которые были созданы в России решением правительства. Мы сегодня вполне можем говорить о том, что "Бирюзовая Катунь" – это реально существующий элемент туристической и экономической инфраструктуры нашего региона. Это зона, где реально ведется экономическая деятельность, в том числе по оказанию туристических услуг. В этом месте в прошлом году побывали 130 тыс. человек. И первые налоговые платежи от развития туризма были получены в бюджеты всех уровней. "Бирюзовая Катунь" находится на территории Айского сельского совета Алтайского района Алтайского края. И только поселковый бюджет получил в прошлом году более 1 млн. рублей налоговых доходов за счет деятельности предпринимателей в особой экономической зоне.

(…) "Бирюзовая Катунь" в нашем понимании – своеобразная точка роста. Ее появление является первым этапом на пути создания в Алтайском крае современной туристической деятельности. Следующий этап будет заключаться в формировании и развитии турист­ско-рекреационной местности, которая включает в себя территорию четырех районов края (Алтайский, Солонешенский, Чарышский, Смоленский) и город-курорт Белокуриху. Этот процесс уже идет. Занимаясь строительством коммуникаций, развивая инфраструктуру в "Бирюзовой Катуни", мы создаем условия для реализации экономического потенциала тех территорий, которые рассматриваем как некие прицепные вагончики. Следует учесть, что в Алтайском крае работают сегодня 38 крупных санаториев. Такого их количества нет ни в одном регионе на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, что говорит о наших уникальных возможностях, о не использованном в полной мере нашем потенциале. Поэтому мы позицио­нируем сегодня Алтайский край в качестве основной туристической площадки для оздоровления жителей прежде всего Сибирского региона. В этом плане на нашей стороне все. И логистика, и транспортная составляющая, и географическая особенность.

(…) Вопрос сохранения природной чистоты Алтая, которая с повышением туристической нагрузки может подвергнуться определенной угрозе, наверное, остается основным сегодня. Вы уже знаете о том, какие объекты сейчас строятся в особой экономической зоне "Бирюзовая Катунь". Это в первую очередь те объекты, которые обеспечивают защиту туристического потенциала всей территории. Я имею в виду водозабор, который будет обеспечивать всех качественной питьевой водой, полигон твердых бытовых отходов и очистные сооружения. Это объекты, которые в дальнейшем позволят нам на более современном уровне решать вопросы благоустройства территории. С момента их появления, а мы рассчитываем на это, начнется и более активное строительство крупных объектов непосредственно туристического профиля.

(…) Что касается инвестиций, которые должны быть в наличии для реализации трех крупных инвестиционных проектов Алтайского края – "Бирюзовая Катунь", "Алтайское Приобье" и "Сибирская монета", то, конечно же, они масштабны. Только у "Приобья" общая инвестиционная емкость, рассчитанная до 2025 года, составляет 590 млрд. рублей. Причем 60% этой суммы – корпоративный источник инвестиций, а 40% – бюджеты всех уровней. Если говорить о "Бирюзовой Катуни", то счет инвестиций в отношении этой турзоны идет на десятки миллиардов рублей. Кто-то говорит, что сегодня таких денег у государства нет. Но, на мой взгляд, это вполне достижимая величина. Мы в этом году только на поддержку аграрного комплекса без учета переработки направляем 2,5 млрд. рублей. И сегодня уже чувствуем: чем дальше продвигаемся в реализации инвестиционных проектов, тем больше корпоративных инвестиций приходится на рубль, вложенный государством. Конечно, сейчас на первом этапе госинвестиции будут превалировать над частными. Но в последующие годы их соотношение будет меняться. Придет время, когда государство будет инвестировать гораздо меньше, нежели частный капитал.

(…) Скепсис – это то, с чем рождаются некоторые жители края. Поэтому и в отношении краевой программы развития туризма есть нечто скептическое. "Ну и что вы тут мне хотите показать?" Знаете, у скептиков, которые критикуют нас за программу, всегда все не так. Есть туристический бизнес, но не было программы, плохо – программу давай! Теперь у нас есть программа – но нет бизнеса, который может ее реализовать. Опять плохо. Всем критикам хочу ответить, что мы не разучились писать программы. Если наших чиновников не остановить, то они вообще опишут всю державу. Но нам при подготовке программы необходимо было найти некие базисные точки. Нам нужно было иметь общее представление о том, как все взаимосвязано и работает в столь сложной отрасли, какой является туризм. Ведь он увязан практически со всеми отраслями и рынками. Он многогранно интегрирован в социально-экономическую жизнь региона. Да, можно было бы, конечно, написать программу ради программы. Но зачем? Та программа, которую мы подготовили, рождалась при участии бизнес-сообщества, представителей науки и муниципалитетов. Я думаю, что программа, когда мы ее окончательно утвердим, будет масштабной и вполне реалистичной.

(…) Что касается расценок на туристический отдых в Алтайском крае или в любом другом регионе России, то это одна из проблем, которые должны совместно решать и власть, и бизнес. Она имеет несколько аспектов. Транспорт­ная составляющая очень тяжела для нас и финансово, и с точки зрения логистики. Определенные надежды в этом плане мы связываем с реконструкцией и запуском в эксплуатацию Бийского аэропорта. У меня есть три постулата относительно развития города-курорта Белокурихи. Для этого необходимо наличие природного газа (он туда уже пришел), хорошей дороги (мост через Катунь к сентябрю мы сделаем и откроем) и аэропорта в Бийске, который бы мог принимать все типы самолетов. Тогда и проблемы логистики для нас в значительной степени облегчатся. Потому что расстояние от Бийска до "Бирюзовой Катуни" и "Алтайской долины" – это примерно 60 км. Фактически аэропорт будет работать на две туристические зоны. Кстати, кое-что для решения проблемы мы уже делаем и сами. Например, недавно запустили скоростной поезд "Калина красная", который соединил Барнаул с Бийском. Я считаю, что в нем созданы шикарные условия для переезда пассажиров, а цена билета несколько ниже, чем на рейс в автобусе.