июль 22, 2009
Современный ребенок в шесть лет может не уметь читать, зато наверняка знает правила многих компьютерных игр. У школьников плохой почерк, потому что они пишут с помощью клавиатуры. При подготовке к семинарам студентам не нужно напрягать память и делать конспекты в библиотеке – достаточно "спросить у Яндекса". Гости нашего дискуссионного клуба размышляют: не разучат ли достижения прогресса нас думать самостоятельно?
Анна Зайкова
К чему это приведет? К тому, что мы превратимся в папуасов!
Шутка, конечно, но некоторые учителя сами хороши – принимают работы, набранные на компьютере. Я понимаю, можно выполнить таким образом контрольную, скажем, по биологии. Но по русскому! Русский – это почерк, орфография, стилистика. А с компьютером не надо знать орфографию – он все тебе подчеркнет, объяснит...
Во-вторых, компьютер и подобные ему устройства не всегда могут быть под рукой. И, может быть, придется выполнить что-то новое, доселе не изведанное. И тут только голова поможет, которая крепко знает то, как делается изведанное. Если я, например, буду пользоваться программами для математических расчетов, не зная основ математики, и передо мной встанет вопрос, на который программа ответить не сможет, то все – ступор?
Мозг постоянно нужно тренировать. Стыдно не само по себе невежество. Стыдно с этим невежеством смиряться и не стремиться его преодолеть. Я, например, не знаю многих правил русского языка, признаюсь в этом и пытаюсь исправиться. А вот говорить: "Зачем учиться? Я неграмотный, но мне этого и не надо" – вот это стыдно.
В тех, кто считает, что не нужны математика, химия, физика, если хочешь заниматься гуманитарными науками, говорит лень. Обычная школьная алгебра нужна всякому. Если вы ездите на машине, вам придется считать, сколько нужно бензина. Никто никого не заставляет учить математику на уровне института. Но, может быть, сегодня я хочу быть гуманитарием, а потом мне что-то в голову ударит, и я захочу быть математиком, ничего не зная, потому что выбрал в школе не то направление.
Специализироваться, конечно, нужно, но без фанатизма. Я сам долго думал, что не нужна литература, потом понял, что это не так. Знания лишними не бывают. А то, что мозг забьется, – это белиберда. Мы всего-то процентов 15 его возможностей используем.
Когда я работала в вузе, все мои студенты с самой первой лекции знали, что сдать мне "скачанную" из Интернета курсовую нереально. Потому что я, используя разные технологии поиска информации в Сети, достаточно легко нахожу, откуда был скопирован тот или иной фрагмент текста. И если в работе не было ссылок на первоисточники, собственных мыслей, исследований, шансов "сдаться" не было. Так что, если кафедра или вуз ставят такое обязательное условие перед студентами, никакие технологии не "помешают" подготовить квалифицированного специалиста.
Зато эти новые технологии освобождают нас в первую очередь от рутинного, непроизводительного труда, очень ярко показывают, насколько малоэффективным был человеческий труд до этого. Ценность "сидения в библиотеке" можно измерять часами, а можно количеством оригинальных научных и профессиональных текстов. И если вам важнее второе, то вы приветствуете технологии, дающие возможность знакомиться с новыми идеями, концепциями, расширяете "зону поиска". Я думаю, нашей системе образования надо пересмотреть критерии оценки качества. Научиться ставить задачи, которые невозможно решить простым копированием ответа. И научиться контролировать их выполнение. А не пенять на прогресс. Любая новая технология испытывает сложившуюся систему на прочность, удобство и адекватность меняющимся запросам людей. И если система рушится, значит, не соответствует времени.
Когда мне нужно заплатить за квартиру, я не хочу стоять в многометровых очередях и смотреть, как кассир выписывает две копии квитанции вручную. Я один раз настраиваю свой интернет-банк и за несколько минут, не уходя с рабочего места, перевожу необходимую сумму. А сэкономленное время могу потратить на чтение (в том числе и электронных версий периодики, вышедшей сегодня в другой стране), встречи с друзьями (в том числе и через "скайп", потому что друзья мои живут в разных странах), участие в дискуссионных клубах (в том числе и проходящих где-то за пределами Барнаула). Технологии оставляют мне больше времени на действительно человеческую деятельность, в которой никакой киборг не сможет меня заменить – думать, изобретать, создавать новое, любить.
Студенты на занятиях сидят с сотовыми телефонами и, бывает, что-то там набирают. А когда задаешь вопрос, предположим, откуда появляется кровь в моче при гломерулонефрите, какое место почки поражается, они раз-раз-раз – и отвечают. Создается впечатление, что эти знания у них есть. Но они кратковременные. Если ты сам не нашел когда-то в книжке нужную информацию, не прочитал заблаговременно, не осознал, что тебе это пригодится в работе, все забудется через день-два, а может быть, даже через час… Что в свою очередь чревато тем, что ты этого не вспомнишь в ситуации, в которой нужно будет знания применить. Не вспомнишь даже, что вообще это когда-то читал.
И это касается не только медицины, а всех отраслей знания. Самостоятельно думать, уметь принимать решение, основанное на знаниях и опыте, нужно везде. В медицине, например, нет готовых решений. Есть усредненные – при таком-то заболевании проводят такую операцию. Но часто мы принимаем решения в процессе, потому что в ходе операции могут возникнуть осложнения, недоразумения, может появиться какая-то новая информация. Если, к примеру, у тебя слабый пациент, то ты думаешь: может, лучше сначала сделать незначительную операцию, которая не решит всех его проблем, а потом вернуться к нему через какое-то время.
В последнее время много всего изобрели, мозг действительно освобождается. Например, десять лет назад мы и думать не могли про сотовые телефоны, а сейчас не нужно запоминать номера, достаточно нажать одну кнопку. Это замечательно! И в медицине многое изменилось. У нас, например, появился робот "Да Винчи", который удаляет предстательную железу. Он сконструирован так, что его "рука" может выполнить в тысячу раз больше движений, чем рука человека. Можно все так тонко рассчитать! Но управляет им все равно человек.
Прогресс, нас, конечно, не отупит. Раньше ездили на лошадях, а потом пересели на автомобили, и все хорошо. Но принимать и использовать нужно только то, что делает нас лучше.