июль 30, 2009
Менеджер по маркетингу ирекламе салона "Алтай-Лада" Екатерина Кривошеина на прошлой неделе вернулась с VIII Международной конференции маркетологов "АвтоВАЗ" в Тольятти. Прогнозы развития автомобильного рынка России, которые были представлены на этом мероприятии, нельзя назвать утешительными. Г-жа Кривошеина рассказала о том, чего сегодня опасаются производители и дилеры.
Сквозь весь доклад о положении автомобильной отрасли, который на конференции озвучил генеральный директор Центра исследований Российской ассоциации маркетинга Владислав Цветков, проходила мысль о том, что ситуация плачевная. По прогнозам, емкость рынка в 2009 году должна была составить 1 млн. 100 тысяч новых автомобилей. Но уже сейчас ясно, что объемы продаж едва приблизятся к 700 тыс. машин. На первое полугодие 2009 года рынок новых авто в России сократился на 50%. По мнению г-на Цветкова, ВВП РФ не будет увеличиваться вплоть до 2012 года, а темпы роста рынка достигнут докризисного уровня только к 2025 году. Такой прогноз предполагает сокращение количества дилеров на автомобильном рынке страны в два раза. На фоне общего падения рынка Lada набирает обороты. На июнь 2009 года доля рынка автомобилей с ладьей на капоте в РФ составила уже 26%. Но не все так безоблачно. В связи с избытком товара на складах "АвтоВАЗ" вынужден сокращать производство.
В текущем году наблюдается снижение продаж автомобилей Lada в регионах. Особенно безрадостная ситуация в Центральной России и в Ленинградской области. Так, продажи лучшей дилерской сети Lada – Питер-Lada – снизились в среднем на 50%. В Алтайском крае ситуация на автомобильном рынке по марке Lada более благоприятная. Такого резкого падения продаж не наблюдается. За первое полугодие 2009 года их объем по всем дилерам Lada в Алтайском крае и Республике Алтай упал на 11,2% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Во многом сказывается действие правительственной программы льготного автокредитования.
Можно отметить, что таможенная политика государства сейчас благоприятствует отечественному автопрому. Так, повышение таможенных пошлин на ввоз подержанных иномарок, а также значительное удорожание запасных частей на них заставляет многих пересаживаться на отечественные автомобили. Кроме того, в правительстве рассматриваются законопроекты по введению санкций на ввоз иномарок с правым рулем. Уже сейчас некоторые водители избавляются от таких авто. Тот факт, что кризис ударил прежде всего по населению с низким и средним достатком, напрямую сказался на продажах бюджетных автомобилей класса A и B, которые занимают львиную долю российского рынка.
Проводя параллели между "кредитным" кризисом 2008–2009 годов и 1998 года, специалисты делают следующие выводы. В 1998 году кризис был "валютным", он внезапно обрушился на экономику страны. Население в панике пыталось вложить накопления в недвижимое имущество, а также в автомобили. Поэтому отечественный автопром перенес кризис 1998-го легче. Сегодня налицо другая ситуация. Кризис затяжной: начавшись в банковской сфере, он глубоко затронул всю экономику России. Население не торопится покупать автомобили, многие вкладывают средства в резко подешевевшее жилье или хранят деньги в валютных вкладах. Так доля вкладов в иностранной валюте за конец 2008 — начало 2009 года увеличилась на 70%. На фоне общего падения рынка достаточно комфортно ощущают себя лишь некоторые брэнды представительского класса, в частности Volkswagen, Citroen и некоторые другие.