сентябрь 1, 2009
Cегодня много говорится о пресловутом финансовом кризисе и о тех проблемах, которые он принес малому и среднему бизнесу края. Однако мало кто знает, что наиболее находчивые алтайские предприниматели умудрялись увеличивать прибыль и в более сложных экономических условиях. 95 лет назад Россия вступила в Первую мировую войну. Эта война разорила одних, обогатила других и заставила переориентировать производство третьих.
Цифры демонстрируют, что относительно финансового кризиса, в котором оказалась Россия в годы Первой мировой войны, сегодняшняя "экономическая нестабильность" — небольшой дождь по сравнению с тайфуном. Именно к такому выводу на научно-практической конференции "Война, смертельно опасная для России…" пришел доктор исторических наук, заведующий сектором истории Центрального банка России Юрий Петров. И это не домыслы ученого. Только за три неполных года войны — с августа 1914-го по февраль 1917 года — реальная стоимость рубля снизилась до 55 копеек, покупательная способность населения сократилась на 52%, а работоспособное мужское население уменьшилось примерно вдвое. Что касается важнейшей функции Государственного банка — кредитование реального сектора экономики, то она была практически свернута и банк превратился в "эмиссионную фабрику".
Оказавшись в непростой экономической обстановке, алтайские предприниматели были вынуждены подстраиваться под новую конъюнктуру рынка. Одними из первых ощутили на себе влияние войны оптовые продавцы сливочного масла, которые в мирное время в больших объемах экспортировали алтайскую продукцию в страны Западной Европы.
Если до Первой мировой войны из-за быстрого роста городского населения доходы предпринимателей, занимающихся винокуренным и пивоваренным производством на Алтае, росли, то уже к началу военных действий ситуация изменилась в противоположную сторону. 1 августа 1914 года Государственный совет "воспретил продажу вина, спирта и водочных изделий для местного потребления в империи вплоть до окончания военного времени". Эта мера, инициатором которой стал последний министр финансов царской России Петр Барк, не только лишила бюджет империи четверти доходов и дала повод для незаконного самогоноварения, но и способствовала разорению части предпринимателей.
Далеко не все предприниматели смогли вести дела в условиях войны. Один из богатейших людей Алтая начала XX века купец I гильдии Андрей Морозов, сославшись на нежелание торговать в ситуации "дороговизны и дефицита", предпочел в 1916 году продать свои магазины и уехать за границу. Морозовские магазины в Барнауле были проданы за баснословные по тем временам деньги — 550 тыс. рублей — Алтайскому союзу кооперативов.
Стоит отметить, что в годы войны экономические возможности кооперативов значительно усилились. Объединив в своих рядах значительную часть трудоспособного населения, кооперативы все чаще обращали на себя внимание правительства. Вот что сообщала об этом газета "Алтайский крестьянин" в 1914 году: "Кооперация начинает играть заметно выдающуюся роль в настоящее время, и примером этому служит то, что главное управление землеустройства и землепользования, призванное к поставке для армии продовольствия и других необходимых предметов, предлагает делать эти закупки, минуя посредников, через кооперативы".
У кооперативов и так маленькие затраты, отказаться от чего-то не в ущерб объединению очень трудно, а порой даже невозможно. Единственное, что мы сделали, — это уменьшили премиальные для своих работников и не стали в этом году обновлять офисную технику.
В этом году из-за снижения доходной базы компании нам пришлось сократить пятую часть сотрудников, а оставшимся уменьшить зарплату на 20%. Кроме того, мы пока вынуждены отказаться от расходов на благотворительность и значительно уменьшить затраты на корпоративные мероприятия. В ближайшее время компания также планирует сменить арендодателя и переехать в другое здание.
Сегодня наши клиенты отказываются от дорогостоящих услуг. Пытаются, например, перейти на более дешевую краску для волос. Чтобы привлечь клиентов и не снижать качество услуг, мы решили уменьшить рентабельность компании и предоставить клиентам скидку на некоторые дорогие услуги до 50%. Кстати, во время кризиса нам не пришлось никого увольнять, наоборот, мы принимаем новых сотрудников и расширяемся.
Прежде всего пришлось отказаться от личного времени. Работаем в основном в таком же режиме, как и до кризиса, и даже принимаем новых людей. В этом году в компании сократился лишь размер ежегодной премии. Но думаю, у нас есть перспективы для роста. Недавно я был в Германии, и там мне сделали выгодное предложение относительно оборудования для сельского хозяйства.
Кризис не позволил нам реализовать долгосрочную программу развития нашей группы. В частности, пришлось сократить расходы на замену оборудования и уволить ряд сотрудников.
Антон Иванович Бухалов родился в 1858 году в семье костромских мещан. После приезда в Барнаул начал заниматься предпринимательской и общественной деятельностью, в течение долгого времени являлся гласным Барнаульской городской Думы. В 1891 году основал фирму по производству и торговле полушубками и пимами. Его предприятие использовало паровые двигатели и современные технологии битья шерсти. Наибольший размах дело Бухалова приобрело накануне Первой мировой войны, когда годовой торговый оборот шубно-пимокатного заведения достиг 56 тыс. рублей, а количество занятых на предприятии составило 100 человек.
Иван Иванович Поляков родился в 1862 году в семье барнаульских купцов. Начиная с 90-х годов XIX века занимался производством шуб и пимов, а также торговлей чаем и сахаром. В 1907 году выбран на пост барнаульского городского головы. В начале XX века Поляков начал строить каменное здание для своей пимокатной фабрики во дворе современного магазина "Красный", там он установил паровой двигатель и шерсточесальные машины. К 1914 году число рабочих на его фабрике выросло в семь раз по сравнению с довоенным периодом и достигло 150 человек, а годовой торговый оборот приблизился к 100 тыс. рублей.
Источник: энциклопедия "Предприниматели Алтая, 1861-1917 гг."