сентябрь 18, 2009
Прошло четыре с половиной месяца с того времени, как вступил в силу Федеральный закон № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Напомним, что произошло это 1 мая. И сейчас уже можно говорить о некоторых итогах реализации норм данного документа на практике.
Что же мы услышали? Одни предприниматели почувствовали себя более защищенными. Других по-прежнему проверяет милиция, действия которой не регулируются указанным законом. В то же время нельзя не сказать и о положительном участии в данном процессе прокуратуры. По крайней мере, она далеко не всегда соглашается с необходимостью проверки. Да и само наличие такого "фильтра" в какой-то степени дисциплинирует отдельных контролеров.
Прошедшим летом 11 птицефабрик края избежали внеплановых проверок Россельхознадзора только потому, что по закону № 294-ФЗ подобные мероприятия необходимо согласовывать с прокуратурой. О том, как надзорные ведомства обосновывают необходимость проведения внеплановых проверок и почему иногда им даются отказы, рассказал Валерий Чернобровкин, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Алтайского края.
— Валерий Сергеевич, сколько обращений с целью получения разрешения на проведение проверок от контролирующих органов поступало в прокуратуру края с момента вступления в силу закона № 294-ФЗ?
— По состоянию на 14 сентября в прокуратуру края поступило 402 заявления о согласовании внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. В 97 случаях в согласовании было отказано. В августе, например, Управлению Россельхознадзора было отказано в согласовании проведения проверок 11 птицефабрик. Необходимость проверок обосновывалась поступлением письма Россельхознадзора России о принятии мер по профилактике птичьего гриппа. Вместе с тем никакой связи с деятельностью конкретных организаций и тем более каких-либо фактов о возникновении угрозы причинения вреда охраняемым законом объектам это письмо не содержало. По аналогичным основаниям было отказано в проведении четырех проверок южно-сибирскому Управлению Ростехнадзора.
Игорь Салдан, руководитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю рассказал, почему возглавляемое им ведомство чаще других обращается в прокуратуру для согласования внеплановых проверок. А также о том, какие меры были приняты в управлении, чтобы наладить более конструктивный диалог с предпринимателями.
— Игорь Петрович, сколько раз с момента вступления в силу закона № 294-ФЗ управление Роспотребнадзора обращалось в прокуратуру края с целью согласовать проведение внеплановой проверки на предприятиях?
— За первые три месяца действия закона в прокуратуру Алтайского края нами направлено 170 заявлений о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, в том числе по обращениям жителей края. В результате рассмотрения прокуратурой принято 162 решения о согласовании проведения внеплановых выездных проверок и восемь решений об отказе. После устранения недостатков по оформлению решений о проведении проверок три заявления были вновь рассмотрены и согласованы с прокуратурой. Таким образом, процент отказов в согласовании за первые три месяца работы в условиях нового закона составил 2,9% при среднем по России 19,2%.
Закон № 294-ФЗ не защитил владельцев аптек от внеплановых проверок милиции, потому что действия данной структуры им не регулируются. Константин Варламов, исполнительный директор Ассоциации фармацевтических организаций "Аптечная палата Алтая" ("АПАЛ"), считает, что в указанном нормативном документе должен быть четко прописан сценарий реагирования представителей милиции и прокуратуры на факты обращений об административных правонарушениях, чтобы были понятны границы их полномочий.
— ФЗ № 294 не предполагает, что милиция должна согласовывать с прокуратурой внеплановые проверки по фактам обращений граждан. Кроме того, органы милиции не должны иметь разрешение на подобную проверку. Как вы считаете, не нужно ли добавить в закон пункты, которые бы обязывали милицию к этому?
— Проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания и предварительного следствия, осуществление прокурорского надзора, административного расследования не регулируются законом № 294-ФЗ. Я считаю, что наряду с законом о прокуратуре, Уголовно-процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях деятельность милиции должна регулироваться также и ФЗ № 294.
В 2007—2008 годах придорожное кафе "Радуга" в Калманском районе порядка десяти раз проверял Роспотребнадзор. Управляющий кафе Акоб Оганесян сумел доказать необоснованность такого внимания со стороны надзорной структуры. По его мнению, закон № 294-ФЗ имеет огромное значение для бизнеса. Главное, чтобы его не отменили.
— Кафе "Радуга" в течение долгого времени неправомерно проверял Роспотребнадзор. И после ваших обращений в правоохранительные органы был уволен руководитель территориального отделения, который давал распоряжения на проверки. Как сейчас у вас складываются отношения с этим ведомством?
— Нас больше не трогают.