сентябрь 25, 2009
Вы видите, что в компании, в которой работаете, полетели головы? Руководство решило оптимизировать штат, а директор по персоналу как-то подозрительно на вас поглядывает? Чем бояться за свое место, учитесь быть незаменимым.
Как правило, предприятия не расстаются с узкими специалистами и работниками, без которых невозможно функционирование предприятия. К таким профессиям относятся, например, профессии главного бухгалтера или программиста. Также меньше всего рискуют попасть под сокращение люди, которые владеют смежными специальностями.
– При прочих равных условиях в последнюю очередь освобождаются от сотрудников, которые стремятся к повышению профессионального уровня, работают с желанием, не боятся выполнять задачи, которые не входят в круг их обязанностей, – рассказывает Жанна Крамарева, руководитель кадрового агентства "Жираф". – В настоящее время ситуация на рынке труда такова, что при сокращении происходит серьезное перераспределение функций. И порой одному сотруднику приходится выполнять работу, которую раньше делали два-три человека. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто больше может.
Совет: если вы еще не стали незаменимым, но хотите этого, не ленитесь осваивать смежную работу, интересуйтесь всеми новинками в профессии, не отказывайтесь от обучения. Люди с такими качествами даже в кризис могут претендовать на повышение заработной платы.
Умения и навыки – полдела. Очень важно наладить контакт с руководителем так, чтобы он знал обо всех ваших достижениях и мог объективно оценить, на что вы способны. Директор одного предприятия сказал нам по секрету, что у него в штате есть масса незаменимых сотрудников, но они даже не подозревают об этом!
– Дело тут не в уровне профессионализма, а в степени самоуверенности, – говорит он. – Если человек скромный и порядочный, у него не очень высокая самооценка, он может не понимать своей значимости и опасаться сокращения. А бывают люди, котрые ничего собой не представляют, но амбиции у них выше всяких пределов. И они, наверное, даже не думают, что в сложной ситуации я именно им предложу уйти.
Но не все руководители так мудры. Нужно повышать не только профессиональный уровень, но и уровень общения.
– Такое случается сплошь и рядом, – говорит Анна Вязанкина, директор школы коммуникаций "Харизма". – Человек остается недооцененным, потому что не умеет правильно выстроить коммуникацию с руководством. И наоборот: сотрудник, не обладающий достаточным уровнем компетенций, но коммуникативно грамотный, преподносит себя лучше, чем профессионал. Речевой имидж сегодня значит больше, чем внешний.
Совет: если вы думаете, что руководство вас недооценивает, но не знаете, как это проверить, для начала запишите ваш диалог на диктофон. Потом послушайте и ответьте себе: насколько вы убедительны? Если не очень, начните исправлять недостатки. Попробуйте читать вслух, запишитесь на соответствующий тренинг.
"Тот, кто работает с душой"
Незаменим тот, кто работает с душой, предан компании. Если говорить про наше дело, то цветок – это маленький ребенок, за которым нужно ухаживать, вовремя кормить, поить. И тут сразу видно, кто с душой относится к делу, к тому растения буквально тянутся. Даже если вдруг наступит разруха, я таких сотрудников не уволю.
"Грамотный и трудолюбивый"
Чтобы стать незаменимым, нужно быть образованным и много работать. Если речь идет о библиотекаре, то это должна быть высокоинтеллектуальная личность, желательно с аналитическим складом ума. И обязательно он должен быть трудолюбивым, ведь работа библиотекаря очень кропотливая и ответственная.
Многие компании используют кризис, чтобы усилить штат: приглашают более квалифицированных специалистов на заработные платы, которые до кризиса выплачивали сотрудникам более низких категорий. Перекупают специалистов, если видят, что у конкурента более слабые позиции по зарплате.