октябрь 6, 2009
На сайте Рекпортал идет обсуждение социальной рекламы, посвященной борьбе с наркотиками. Баннерами и листовками вроде "Мы должны были умереть" или "Папа вернулся" буквально увешан весь Барнаул. Дизайнеры, рекламисты и пиарщики обсуждают как сами рекламные плакаты, так и те пропагандистские меры, которые должна применять власть для борьбы с незаконным распространением наркотиков.
. В обществе всегда будут вопросы, внимание к которым необходимо привлекать. Наша задача – из забвения поднимать общечеловеческие ценности и повышать уровень общественного и гражданского самосознания.
Концепция баннеров "Алтай без наркотиков" "Быть или не быть" разработана нашей компанией. Она строится на противопоставлении жизни и смерти, счастья и смерти, детства и смерти. Смерти духовной и физической. Концепция побуждает к размышлению о том, что жизнь – это ценность, которую можно сохранить или променять. В большей степени программа носит профилактический характер – ориентирована на тех, кто стоит на стороне "быть", но уже сомневается. Кто считает, что игры с жизнью – могут пройти без последствий. Целевые группы - родители, подростки до 18 лет, молодежь от 18-25 лет и взрослая молодежь. Рекламная кампания включала в себя разработку, дизайн для "наружки" и в СМИ, разработку и изготовление видеороликов.
Баннеры "Я нашел выход" и "Папа, есть другая жизнь" нам представили общественные организации, мы их только разместили.
Хрестоматийная вещица! Помните: "Казнить нельзя помиловать". Смотрим сюда и читаем по порядку, следуя указанным акцентам: 1. "НАРКОМАНИЯ Я НАШЕЛ ВЫХОД!". 2. "Мы должны были УМЕРЕТЬ!". 3. "Горячая линия 600-625". Теперь перевод: людям в трудных жизненных ситуациях предлагается "выход" через наркоманию... Выходит - наркомания это хорошо?
На мой взгляд – неплохая идея, испорченная плохим воплощением.
Зачем пафосный императив с ноткой восторга "Мы должны были умереть!". Почему не печальное "Мы могли умереть…". Слово "Наркомания" симметрично "Я нашел выход". То есть, выход – это "наркомания"?! Зачем прилеплен веселенький телефон, и, по сути, плеоназм, то есть четыре слова, а достаточно было двух "Горячая линия – телефон доверия".
Автор, которого, по-видимому, зовут АЛТАЙ НАРКОТИКОВ ("без" - здесь выглядит инородным элементом), под воздействием психоделического "солнышка", запупырил постер на тему спасения редкого сорта вьющихся астр…
Жалкий “креатифф”, набор пафосных фраз “Тебе выбирать...”, “БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ”, отрывающаяся вовнутрь(!) дверь с вставленным в нее ключом (очень похожая на дверь сейфа), цветочек... А справа - черная хрень, наверно это и есть “не быть”... На мой взгляд - плохо, от идеи - до воплощения.
Перенасыщен образами. Дверь с реальной офисной ручкой и ключом как знак условного выбора между "быть" и "не быть" не прочитывается на трассовом модуле, но, кажется, это и лучше. Образ абсолютно лишний, как и слоган "Тебе выбирать" на мрачновато-серой двери. Как, впрочем, и гербера (почему именно гербера?) по центру, привязанная к "быть". Об ущербности слогана "Алтай без наркотиков" в противовес более активному и рациональному см.: Утробина Т.Г. Ценностно-прогностический языковой фактор антинаркотической рекламы в информационной среде // Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство. Материалы II Международной научно-прогностической конференции. Барнаул. С. 113 – 119.
НАРКОМАФНИЯ... Очевидно, этим термином определяется употребляющий наркотики drug-дилер. "Папа вернулся"... с работы... "Жизнь - сложная штука, говорит нам автор сего творения, - drug-дилеры тоже люди и им нужно кормить своих детей"...
Как-то с социальной рекламой, как все, наверное, знают, у нас плохо. Такое количество бестолкового пафоса, как в социалке, трудно найти. Ну, ладно, отставлю в сторону рассуждения про творческие поиски. Не умеешь в воде...– не пугай рыбу. Что я вижу в композиционном плане. Вот мы и узнали телефон наркомафии. А как еще понимать объединение цветом, шрифтом и обводкой слова “наркомания” и номера телефона? Ну, а игры с буковками Н - Ф, это вовсе не находка, на мой взгляд. Это бессмысленное объединение двух букв. Такое же бессмысленное, как и объединение основного сообщения о возвращении папы, или наличии другой жизни, кроме того, поставленного на второй план.
Биллборд, вызывающий сопротивление больше остальных. Буква "Ф" не прочитывается в наружке, слово воспринимается с почему-то выпадающим "Н" и трезубцем. Доцент кафедры Елена Рылова, занимающаяся семиотикой рекламы, интерпретировала загогулины сверху как трезубец, то есть знак смерти. Но столь просвещенных филологов, наверное, среди аудитории немного. Очень многословно. Ребенок обращается к папе (тогда не хватает запятой) или признается?..
У нас появится хорошая социальная реклама тогда, когда государственные структуры будут главной задачей ставить не освоение в поставленные сроки бюджета и отчета о выполнении, а получение эффекта после данной рекламной кампании. И еще одна беда данных государственных учреждений: как правило, руководители сами занимаются разработкой концепции, считая что "коли Государство поставило на этот пост, то и все таланты сразу пришли свыше". И они все знают и все умеют, вот и получаем пустые рекламные компании, больше рекламирующие не проблему, а государственные учреждения и нулевые результаты. А деньги там крутятся немалые. Поэтому общественные организации намного эффективней. Там нет чиновников и больших бюджетов.
На мой взгляд, военно-политический аспект в антинаркотической кампании может быть весьма действенным. Попробую пояснить. Итак, идёт очередная опиумная война. Наркоторговцы - агенты влияния противника, шпионы - проще говоря. По законам военного времени - шпионам полагается смертная казнь. В Сингапуре так и поступают. Мэр Москвы Ю. Лужков в недавнем своём выступлении привёл этот опыт как положительный. Конечно, отмена или разрешение смертной казни - дело федеральных властей и буквы действующего Закона. Но, что мешает общественным организациям требовать введения такой меры наказания для drug-диллеров? Выступить с мощным эмоциональным обращением. Громкий общественный резонанс могут вызвать только радикальные предложения! Философские пассажи "Быть, или не быть?" проходят мимо целевой аудитории 15-23-х летних граждан! В этом возрасте движетелем их устремлений является исследовательский интерес! В этом случае общество должно ДАТЬ ИМ ПОНЯТЬ, до какой степени обществу неприемлемы изыскания в этой сфере! НАРКОМАНИЯ - ЭТО СМЕРТЬ! Торговцам смертью платить нужно той же монетой!
В Алтайском крае действует целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае". На ее реализацию ежегодно планируется выделять около 15 миллионов рублей. Срок действия программы до 2013 года.