Д.Белоусов: Наш кластер может войти в федеральную программу

октябрь 13, 2009

16 октября в Бийске начнет работу научно-практическая конференция "Алтайский биофармацевтический кластер: развитие отечественного рынка пантовой продукции. Состояние, проблемы, задачи". В течение двух дней эксперты будут искать варианты вывода отрасли на новый уровень. О том, какие перспективы есть у пантового рынка и в целом у фармацевтических компаний края, рассказал Дмитрий Белоусов, исполнительный директор некоммерческого партнерства "Алтайский биофармацевтический кластер".

Дмитрий Белоусов,
исполнительный директор некоммерческого партнерства
"Алтайский биофармацевтический кластер":

Мы решили организовать международную конференцию, посвященную пантовому мараловодству. Известно, что хозяйства, которые занимаются разведением маралов, находятся в очень тяжелом положении. Связано это с низкими закупочными ценами на их продукцию. На мероприятие приглашены производители препаратов из пантов и мараловоды, а также представители власти. Эксперты обсудят проблемы отрасли и, возможно, выработают совместные варианты решения проблем. Не исключено, что конференция станет толчком для разработки комплексной целевой программы развития пантового мараловодства в регионе. Для нас важно возродить утраченные позиции мараловодческой отрасли. Следует также решить ряд юридических проблем при использовании продуктов переработки пантового сырья.

Конференция станет одним из тех мероприятий, которые проводит биофармацевтический кластер для вошедших в его состав компаний. Сегодня для них важно совершенствовать навыки в маркетинге и менеджменте. Именно с этого мы и начали после образования кластера в июне прошлого года. Сначала специалисты прошли курсы обучения фармацевтическим стандартам GMP. Причем предприятиям не пришлось каждому в отдельности отправлять сотрудников в Москву. Была организована группа обучающихся, и для нее мы пригласили лекторов из столицы в Алтайский край. На месте компании получили и сертификаты государственного образца.

Теперь будем обучать маркетингу и менеджменту на базе Бийского технологического института. Основная задача компаний — продвижение продукции. В этом также помогают специализированные ярмарки. В 2009 году были запланированы три крупные всероссийские выставки, две из которых из-за кризиса решили объединить. Это "Больница" и "Аптека", которые пройдут в рамках недели здравоохранения России с 7 по 11 декабря. В кризис стало сложнее участвовать в таких серьезных выставках. Поэтому мы создаем консолидированную экспозицию кластера, где представляем продукцию нескольких предприятий. Выставки специализированные, поэтому нет большой скученности экспонатов. Также мы участвуем и в некоммерческих выставках. В прошлом году ездили на встречу с представителями компаний из приграничных регионов Казахстана и России.

Сегодня мы ведем переговоры с Минпромторгом по поводу включения алтайского биофармкластера в программу развития фармацевтической промышленности до 2020 года. Стратегия обсуждается в течение года, но до сих пор не принимается. Если бы ее утвердили и включили в ее состав кластер, то наша структура получила бы развитие в качестве элемента инфраструктуры. К примеру, было бы возможным открытие совместного производства.

В основном у нас финансирование идет из бюджета Бийска за счет тех средств, которые край выделяет на поддержку наукограда. Плюс членские взносы самих предприятий. На сегодняшний день в кластер вошли 25 компаний. Все предприятия предварительно прошли определенную процедуру, в ходе которой правление познакомилось с их деятельностью и включило в состав объединения. Конечно, у каждой компании свои интересы на рынке. В начале работы возникали ситуации, когда отдельные предприятия пыталась продавить свое лобби через кластер. Но сегодня все эти моменты урегулированы. Тех же производителей пантовой продукции у нас трое — торговый дом "Пантопроект", "Ольтамар" и "Пантгем". Они тоже конкуренты, но объединились, чтобы провести ту же конференцию, которая способствует их выводу на более качественный уровень.

Мы проводим мониторинг наших компаний. И, несмотря на кризис, в I полугодии текущего года они в целом увеличили выпуск продукции на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но и этого мало для раскрытия потенциала биофармкластера. Остается неосвоенным европейский рынок. Он очень сложный, в него не так просто войти. Лекарственная продукция должна не просто производиться с соблюдением стандартов, предприятию надо создать определенный климат-контроль на производственной площадке и получить массу разрешительных документов. Это требует больших вложений.

Более доступен рынок БАДов. И компания "Эвалар" уже вышла со своей продукцией на рынок Германии и Прибалтики. Объемы поставок пока небольшие. Но грамотный маркетинг позволит увеличить поставки за границу. И если взять во внимание Россию, то здесь "Эвалар" имеет лидирующее положение — до 24% рынка БАДов. В то же время в Казахстане он занимает уже 80% рынка.

Но это соотношение существенно отличается от динамики в фармацевтическом секторе России. Последний не совсем рыночный, так как делится на коммерческий и государственный. Если коммерческий более предсказуемый, то с государственным все намного сложнее. Здесь главную роль играет система госзакупок. По некоторым данным, сегодня доля отечественных лекарственных средств, закупаемых для государственных нужд, составляет от 4% до 5%. Все остальное — импортные препараты. Фармацевты приводят показательный пример, как в России был построен инсулиновый завод, у которого государство закупало продукцию. Но затем заводу отказали в госзакупках, в итоге он разорился.