октябрь 20, 2009
В том, что российская высшая школа должна пройти сложный путь реорганизации, чтобы соответствовать потребностям экономики и общества в целом, уверена Ирина Абанкина, эксперт Экономической комиссии Европы ООН, заместитель директора Института развития образования Государственного университета — Высшей школы экономики. Как будет происходить этот процесс? Своими соображениями г-жа Абанкина поделилась в ходе видеоконференции, организованной Клубом региональной журналистики (Москва) и ИД "Алтапресс".
Количество бюджетных мест в высшей школе в расчете на количество выпускников в России увеличивается год от года: при законодательной норме 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения сегодня за счет бюджета учатся порядка 230 студентов. Но это не значит, что высшей школе не нужна реструктуризация. Какой она может быть?
Для ответа на этот вопрос важно иметь прогноз развития экономики, чтобы готовить в том числе тех специалистов, которые нам понадобятся через пять–десять лет. Другое дело, что ни бизнес, ни органы власти не имеют хорошего представления о том, кто нам нужен не то что через 10 лет, но даже через пять. Как и о том, какой будет собственно российская экономика. Есть большие опасения, что мы не сумеем извлечь уроки из кризиса. И здесь роль вузов ключевая.
Новый тип людей с новыми навыками и компетенциями может сформировать именно вуз. Он может стать той моделью новой экономики, которую хочется видеть в будущем, — интеллектуальной, высокотехнологичной, демократичной, творческой.
Что будет происходить? Закрытия платного образования, скорее всего, не будет. Во-первых, оно расширяет доходность образования. Во-вторых, дает людям возможность выбирать более качественные образовательные программы. В-третьих, второе высшее образование у нас все равно остается платным. Хотя, конечно, нам еще предстоит проанализировать, почему ряд вузов, особенно в небольших регионах России, в этом году не смогли набрать студентов на бюджетные места.
Да, бюджетные места сокращаться не будут. Но надо умно распределять эти средства, бюджетные места "направлять" в сильные вузы на востребованные специальности.
Я поддерживаю идею создания федеральных университетов в первую очередь для решения задач регионов по переходу в эту новую экономику, причем регионов в широком смысле слова — макрорегионов. В настоящее время планируется создать 30 федеральных университетов.
Поддерживаю я и идею формирования исследовательских университетов — новую модель интеграции науки и образования. Должны сохраниться и те вузы, которые готовят по массовым профессиям в своих регионах на качественном уровне. Это и педагогические, и медицинские вузы, и технологические.
В то же время важен патронаж определенной отрасли над каким-то вузом, пусть это будет исследовательский университет в этой отрасли, с которым станут работать и другие вузы, транслируя успешные программы.
Приведу пример Московской финансовой академии. Она всегда была для других финансовых институтов в некотором роде лидером, сюда приезжали на повышение квалификации, брали ее программы на вооружение. Выпускники академии очень востребованы и банками, и таможенными службами, и казначейством, и налоговыми органами. Поэтому, на мой взгляд, возможно создание зонтичной структуры с известными брэндами и гарантией качества, таких отраслевых кластеров с вузом-лидером, который будет транслировать новые программы. При этом важно, чтобы студенты могли быть мобильными внутри такой сети. И если студент, обучаясь в региональном вузе, готов проходить какие-то курсы у конкретных преподавателей в головном вузе, ему такое право должно быть предоставлено.
По существу, сегодня в России происходит выбор не программ образования, а учреждения. Мы имеем рынок учреждений, а не образовательных услуг, ведь услуги — это, по сути, разные программы обучения. Я думаю, от этого учрежденчества надо уходить, давая возможность студентам, в том числе и за счет бюджетных средств, учиться в разных заведениях, и не только в российских.
Обилие разных программ у сильных преподавателей, мобильность студентов дадут возможность самим гражданам ответственно формировать свою собственную образовательную траекторию и реализовывать ту жизненную стратегию, которая им нужна. Но для этого человек должен научиться стягивать ресурсы (в первую очередь финансовые), чтобы применить их в нужное время в нужном месте.