октябрь 26, 2009
Выступая на Уральском конгрессе ритейлеров 15 октября, руководитель коммерческой службы в Сибирско-Уральском регионе компании "Лента" Кирилл Мюрзепп рассказал о том, как за кризисный год поменялись отношения в тандеме ритейлер — поставщик и какую роль в этом процессе сыграли региональные власти.
Экономический кризис серьезно отразился на совместных условиях работы поставщиков и ритейлеров. "Лента" вынуждена была оперативно менять привычные, сложившиеся годами отношения с поставщиками. И первым существенным изменением внешней среды, которое повлияло на них, стала девальвация рубля на рубеже текущего и прошлого годов. Мы столкнулись с тем, что поставщики импортных товаров заявляли о повышении цен на десятки процентов. Они поднимали стоимость даже сверх уровня девальвации, закладывая в ценник валютные риски. В контрактах "Ленты" с поставщиками прописана определенная процедура увеличения закупочных цен. Нам приходилось иногда отходить от нее. Мы не могли себе позволить продавать дорожающие товары по более высокой стоимости, чем у конкурентов. Иногда складывалась ситуация, при которой в магазинах с более низкими, чем у "Ленты", оборотами имелись остатки товара по старым ценам, а нам приходилось продавать эту же продукцию по новым закупочным ценам себе в убыток. Наиболее тяжелая ситуация после девальвации сложилась у поставщиков импортных овощей и фруктов.
В современной ситуации, когда прослеживается укрепление рубля, некоторые поставщики импорта не спешат снижать цены с той же скоростью, с какой их повышали. Возник вопрос об импортозамещении. Ко мне несколько раз обращались журналисты региональных изданий с вопросами о том, насколько вырос процент отечественных товаров и, наоборот, снизилась доля импорта в ассортименте "Ленты". Видимо, они ожидали ответа о резком росте доли российских производителей на полках. Но ничего подобного не произошло.
Вообще, часто можно услышать обвинения в адрес ритейла в том, что доля импорта на полках слишком велика. Этот посыл стал крайне популярным в связи с обсуждением Закона "О торговле". Когда я вижу в "Ленте" свежую зелень из Израиля или в "Перекрестке" клюкву из США, я сам возмущаюсь: где эти же товары российского производства? Но какие могут быть претензии к ритейлу? Предложите нам зелень или клюкву такого же качества по приемлемой цене, упакованную по мировым стандартам, доставьте заказ в нужном количестве и в нужное нам время на транспорте, который подходит для работы с современной розницей. Если найдется такой поставщик, то я сам поеду к нему заключать договор на самых льготных условиях.
В Сибирско-Уральском регионе поставщики не могут предложить нам бесперебойную круглогодичную поставку, например, охлажденной баранины, телятины. Эти же продукты зарубежных производителей всегда присутствуют на рынке. К сожалению, многие наши производители просто ленивы, избалованы неадекватной поддержкой властей, у них нет навыков ведения коммерческих переговоров. Они в этом году не использовали уникальную возможность заменить на полках зарубежных производителей. Отечественные компании просто подняли свои цены вслед за импортными аналогами на тот же процент. Мало того, недавно мне пришло письмо от местного поставщика с такой формулировкой: "В связи с падением продаж по причине снижения спроса просим повысить закупочные цены на такой-то процент для обеспечения функционирования предприятия". Глядя на такие примеры, соглашаешься со словами президента России о том, что "кризис пока ничему не научил российский бизнес".
Еще одним последствием кризиса для "Ленты" в Сибирско-Уральском регионе стало прекращение деятельности ряда предприятий. Причем этот процесс продолжается. Только в III квартале текущего года о полном прекращении работы заявили два новосибирских производителя продуктов мясной переработки. Нельзя сказать, что это большая проблема, мы быстро заменили эти товары продуктами других производителей, но как важную черту последнего времени это нельзя не отметить.
Ну и, наконец, произошло еще одно изменение во внешней среде: резкая активизация лоббирования местных поставщиков региональными властями. Чиновников можно понять: никому не нужны банкротства и увольнения работников. Также важен приток налогов в местный бюджет, особенно акциза с производителей алкоголя и пива. Однако для нас это стало настоящей головной болью: некоторые так называемые "политические" поставщики, почувствовав поддержку власти, прекращают всякие попытки цивилизованно договориться о поставках, можно сказать, "садятся на шею" администрации региона.
Считаю, здесь кроется большая опасность того, что неэффективность некоторых предприятий консервируется, отрасль не получает очищающего положительного эффекта от кризиса. Нам хотелось бы самостоятельно, а не по чьей-то настоятельной просьбе принимать решения о вводе в ассортимент того или иного продукта. Для этого есть объективные показатели: востребованность потребителями, соотношение цена — качество, уровень контроля качества на производстве и т. д. Но время все расставит по своим местам. По мере выхода России из кризиса неэффективные поставщики рано или поздно уйдут с рынка. Скорее всего, их купят более эффективные игроки. А региональные власти наверняка поймут, что вмешиваться в коммерческую деятельность ритейла, лоббируя этих поставщиков, бессмысленно. Эффективные торговые сети выйдут из кризиса еще более эффективными, получившими бесценный опыт выживания в кризисных условиях.