ноябрь 2, 2009
Участники алтайского рынка спортивной розницы нередко отмечают хороший уровень развития отрасли в регионе. При этом основная заслуга спортивного ритейла принадлежит среднему и дисконтному сегментам: именно такие товары пользуются наибольшим спросом у жителей края. Барнаульское представительство федеральной сети магазинов "Триал-Спорт" на особом положении: компания предлагает высококатегорийный ассортимент. О специфике магазина, его клиентах, о гламурном снаряжении и о том, где лучше кататься на горных лыжах, "ВД" рассказал Александр ЧУРАКОВ, генеральный директор компании "Триал-Спорт" Барнаул".
Александр Чураков, генеральный директор компании "Триал-Спорт"Барнаул".
Олег Богданов
— Александр Геннадьевич, до открытия "Триал-Спорта" вы занимались спортивной розницей в качестве предпринимателя. Что сподвигло вас на смену статуса?
— Быть бизнесменом-собственником намного тяжелее, нежели управленцем. Тогда мне приходилось быть всем: и собственником, и директором, и менеджером, и даже дизайнером. Да, отдачи больше, когда бизнес свой. Но тем не менее в тот период дело не приносило полного удовлетворения. Однако планов "сменить работу" не было, все произошло по стечению обстоятельств. Я знал "Триал-Спорт", там знали меня, и, когда сеть начала готовиться к открытию магазина в Барнауле, просто совпали наши интересы.
— За прошедшие три года ни разу не пожалели, что в каком-то смысле потеряли свободу?
— Сейчас меня все устраивает. "Триал-Спорт" — известная компания, один из лидеров в стране по величине в своем профиле, продает известные и достойные марки. Мы в Барнауле представляем большой ряд эксклюзивных для региона брэндов. Я руковожу частью компании, в которой все отработано и отлажено.
— А насколько успешно сейчас барнаульское представительство сети "Триал-Спорт" относительно других ее филиалов?
— У нас хорошие позиции, в списке всех магазинов страны наш — в первых рядах по успешности.
— Благодаря чему?
— Здесь много факторов. И прежде всего сказываются возможности региона с точки зрения развития тех видов спорта, для которых мы продаем экипировку и снаряжение. Важны и нюансы сезонности: у нас зимний сезон длиннее летнего, отсюда более высокий спрос на зимнее снаряжение. А еще у нас замечательный коллектив. В отличие от многих магазинов здесь почти нет проблем с персоналом, нет текучки. Продавцы разбираются в ассортименте, так как сами все занимаются спортом и любят это дело.
— Вы сами выходите в зал консультировать? Например, если прибыли VIP-клиенты?
— Иногда выхожу, но в основном если нужно помочь знакомым с выбором снаряжения. Но это бывает редко, наши продавцы лучше, чем я, знают товар и грамотнее подберут снаряжение. А многие VIP-клиенты, кстати, сами хорошо разбираются в товаре, который их интересует.
— И что приобретают в вашем магазине известные в городе лица?
— Да много чего. Андрей Загарин (генеральный директор компании "Теплый рынок". — Прим. "ВД") приобретал сноуборд, Сергей Мудрик (генеральный директор компании "Горизонт") — велосипеды, Валерий Пшенов (директор компании "Алтай-Тюнинг") — горные лыжи, известный путешественник и предприниматель Александр Проваторов — велосипед, соответствующее снаряжение приобретает владелец ГК "Авальман" и вице-президент Алтайской краевой федерации горнолыжного спорта и сноуборда Сергей Кизилов.
— К слову, о Сергее Кизилове. Известно давнее партнерство "Триал-Спорта" с краевой федерацией. Как все начиналось и чем это сотрудничество интересно компании?
— Это была наша инициатива. Сначала нам было интересно разместить свою рекламу на "Авальмане", потом совместными усилиями мы проводили соревнования, тесты нового горнолыжного снаряжения: брали самые лучшие модели нового сезона и всем желающим предлагали опробовать его. И так постепенно сформировались крепкие партнерские отношения. Мы предоставляем скидки на экипировку для спортсменов, и они катаются с нашими логотипами, в снаряжении наших марок. Я считаю, это хороший вариант продвижения, происходит формирование доверия к нашим брэндам.
— А продвижение посредством прямой рекламы для вас в силу формата, видимо, неэффективно?
— Да, ассортимент "Триал-Спорта" рассчитан преимущественно не на массового, а на специфического, "продвинутого" потребителя. Такие люди нас знают и едут сюда не случайно или по пути, а целенаправленно. Поэтому у нас ограниченная рекламная активность.
— Несмотря на специфичность "Триал-Спорта", у вас, как и у коллег по отрасли, представлено не только "продвинутое", но и модное снаряжение.
— Да, и у нас есть "гламурные" лыжи с цветочками. Женщины и девушки часто выбирают снаряжение не для того, чтобы им пользоваться по прямому назначению, а чтобы выглядеть. Им иногда важны не технические характеристики лыж, не то, насколько они подходят для их уровня катания, а сочетаются ли они с комбинезоном и как смотрятся на фотографии. Причем они честно об этом говорят при покупке. У мужчин, кстати, тоже такой подход присутствует, хотя и в меньшей степени. Иногда они покупают что-то только для демонстрации статуса. Ведь класс снаряжения виден даже дилетанту, и некоторым хочется показать, что они могут себе позволить высококлассное снаряжение, подтверждая этим свой статус.
— А вы на чем катаетесь при своих возможностях? Ferrari (производитель снаряжения Dynastar выпускает горнолыжную экипировку под маркой автоконцерна. — Прим. "ВД") последней модели?
— Нет, у меня модель лыж фирмы К2 прошлого сезона. Эта модель — одна из высших по уровню в своей категории, так что мне и гнаться-то некуда. Эти лыжи идеально подходят для моего уровня катания и вполне меня устраивают.
— То есть вы очень "продвинутый" лыжник?
— Я бы сказал, что у меня средний уровень катания. Хотя иногда могу и полихачить. Но не для того, чтобы удивить кого-то, а только для себя — люблю адреналин, эмоции. Мне нравится внетрассовое катание: меньше людей, больше свободы. И я многих друзей на лыжи "подсадил": когда начинаешь чем-то увлекаться, автоматически стараешься привлечь к этому свой круг общения.
— Кто, в свою очередь, увлек вас? Или специфика товара сказалась?
— Меня на лыжи давно хотел поставить друг из Москвы. Он каждую зиму грозился: начнем кататься! Он даже лыжи мне подарил, но они так на балконе и простояли, как-то все не получалось. Но в один прекрасный день он прилетел в гости, взял меня, и мы поехали в Шерегеш, где я благополучно и встал на лыжи. Теперь это мой основной вид зимнего отдыха: ездим на "Авальман", в Белокуриху и, конечно, в Шерегеш. Я никогда не был на заграничных курортах, но, думаю, в Шерегеше удовольствие от катания нисколько не хуже. Хотя, конечно, в той же Австрии наверняка лучше сервис. Но для меня не это главное.
— С каким настроением начинаете лыжный сезон с точки зрения его экономической успешности?
— Зима будет явно непростая. Но мы к ней подготовились: есть запасы прошлогоднего товара, который сейчас выставлен по дисконтной цене. Снаряжение не столь подвержено моде, как одежда, поэтому оно технически и морально не так быстро стареет. А тут мы предлагаем такой соблазн – купить модели прошлого года, но с существенной скидкой. Я надеюсь, такие ходы не позволят уйти нам в минус и по товарообороту мы сохраним хотя бы объемы прошлого года.
— А какова ситуация с размерами среднего чека?
— Он, естественно, увеличивается: ассортимент подорожал ровно на столько, на сколько поднялся доллар. Сейчас средний чек за горнолыжное снаряжение – порядка $ 500, и эта планка поднимается. Но, увы, товарооборот теми же темпами не растет.
— Оставляя за рамками кризисные явления, на ваш взгляд, какие точки роста есть у региона в плане развития спортивного ритейла?
— Хорошо, если бы у нас первые лица города и края активно увлекались спортом и пропагандировали его всеми возможными способами. Тогда бы движение пошло активнее. Или главы крупных предприятий продвигали бы спорт, как это делает Александр Ракшин. Он любит беговые лыжи, поставил на них чуть ли не всю компанию, устраивает крупные соревнования.
— Кстати, корпоративные соревнования по различным видам спорта весьма распространены в Барнауле. Этот сегмент делает какую-то погоду в отрасли?
— Не так уж и развит у нас корпоративный спорт. Конечно, как-то эта мода сказывается на продажах, но точно не на наших: мы не продаем товары для таких массовых видов, как например, футбол, у нас другие направления. Они куда более дорогие, и пока я не знаю ни одной компании, которая устраивала бы состязания по горным лыжам или сноуборду и, соответственно, одевала бы свои команды.
Основной точкой роста можно назвать процент принципиальной вовлеченности людей в спорт. В США более 40% населения занимаются спортом, в Германии — 60%. А у нас в стране — около 10%. Так что потенциал у нас большой.
— На что бы вы потратили деньги без оглядки?
— На комфорт и здоровье своей семьи.
— Вы гурман?
— Иногда бывает! Особенно если речь идет о рыбных блюдах.
— Где бы вы непременно хотели побывать?
— Особых желаний по этому поводу нет, для меня и здесь в округе есть немало привлекательных мест, где я уже был и куда снова приеду с удовольствием. Вполне устраивают ближайшие водоемы для рыбалки, Горная Шория, Горный Алтай.
— В вашей жизни есть место экстриму?
— Конечно, есть. Но стараюсь, чтобы это было в разумных пределах. С опытом и приобретением навыков планка возможностей поднимается, и уже хочется более острых ощущений и покорения новых вершин, ведь для кого-то подняться на подъемнике на самый верх горы и спуститься на лыжах — верх экстрима, не говоря уже про внетрассовое катание по лесу. Главное — реально оценивать свои возможности, лишний раз не стоит испытывать судьбу.