Юрий Терентьев: "Не всякую критику мы отвергаем"

ноябрь 16, 2009

В последнее время "Сибирьтелеком" часто становится объектом критики. Недовольство решениями компании высказывают как абоненты, так и "партнеры" — альтернативные операторы связи, вынужденные использовать инфраструктуру "Сибирьтелекома". Но так или иначе компания остается одним из наиболее влиятельных игроков телекоммуникационного рынка края. И продолжает вкладывать средства в развитие сети и реализацию новых проектов. О том, в каком направлении будет развиваться Алтайский филиал "Сибирьтелекома" и какова позиция компании по отношению к тем, кто ее критикует, рассказал Юрий Терентьев, заместитель генерального директора оператора.

Юрий Терентьев.
Павел Водопьянов

Мы были правы

- Юрий Александрович, "Сибирьтелеком" внесен в реестр компаний, которые занимают на рынке существенное положение. Это налагает определенную ответственность. Однако в адрес компании звучит много критики. В частности, от альтернативных операторов. Вы намерены каким-либо образом менять взаимоотношения с ними, ведь эти отзывы негативно сказываются на репутации компании? 

- Мы отслеживаем и анализируем все высказывания в наш адрес, которые публикуются в различных источниках – печатных, электронных СМИ, форумах, блогах. И не каждое высказывание вызывает у нас отрицательные эмоции. Когда мы принимаем те или иные решения, то прогнозируем возможную реакцию на них.  

Только в прошлом году мы вложили в развитие сети 960 млн. рублей. И нам, конечно, хочется, чтобы инвестиции окупались. Иначе бизнес превращается в расточительство. Кроме того, мы несем на себе социальную нагрузку – обслуживание ветеранов Великой отечественной войны, инвалидов, строительство таксофонов для организации универсальной услуги связи в отдаленных участках Сибири. Каждый альтернативный оператор (и я это желание прекрасно понимаю) хотел бы практически бесплатно использовать наши технические средства. А ведь мы их приобрели, установили, смонтировали для предоставления своих услуг. Также мы платим за аренду помещений, электроэнергию, теплоснабжение. Себестоимость использования наших сетей нами просчитана и известна. Но когда мы показываем все расчеты операторам, они нам не верят. Как правило, это небольшие компании, которые имеют мало абонентов, у них рентабельность низкая и им нужно как-то выживать. Например, компания "Барнаул.ру". Мы не стали, спорить с предписанием ФАС снизить тарифы за пользование абонентской линией, потому что для нас речь шла о малосущественной сумме. Не уменьшали цену раньше, потому что для нас это была принципиальная позиция. И мы до сих пор считаем, что были правы. 

В целом могу сказать, что мы с большим уважением относимся ко всем операторам, которые к нам обращаются и сотрудничают с нами. Свои отношения мы строим на договорной основе. 

- Помимо альтернативных операторов, много претензий к "Сибирьтелекому" высказывают абоненты Webstream. Не собирается ли компания изменить свое решение об ограничении скоростей для отдельных пользователей? 

- Мы уже неоднократно проводили внеплановые расширения каналов связи, будем делать это и в дальнейшем. Ограничение для отдельных пользователей сейчас действует и касается именно тех тарифных планов, которыми предусмотрено такое ограничение. Официальная позиция компании по данному вопросу уже обозначена. 

Новые сети

- Компания ТТК начала работать на рынке домашнего Интернета в Алтайском крае. Всем известно, что это серьезный инвестор и может составить достойную конкуренцию "Сибирьтелекому". Как вы считаете, произойдут ли в связи с этим существенные изменения на рынке? 

- ТТК действительно начал выходить из своего "магистрального обличия" и разворачивать активную деятельность на рынке домашнего Интернета в нашем регионе – строить свои сети. ТТК имеет серьезные инвестиции, и он не обременен никакими социальными программами. В этом отношении ему проще. Но мы конкурентов не боимся. Тем более что рынок далек от насыщения. И мы не исключаем прихода в край других операторов, например, федерального игрока - "ЭР-телекома". Он строит сеть вне зависимости от того, есть ли у него заявки на подключение, создавая "ковровое покрытие", как у нас говорят. Но приход сильной компании на рынок всем идет на пользу: и потребителям, так как снижается цена на услуги, и операторам – они начинают искать новые способы снижения издержек, а значит - развиваться. 

- В этом году "Сибирьтелеком" построил и запустил в эксплуатацию участок сети по технологии GPON. Было заявлено, что его пропускная способность достигает 1 Гбит/с. Но абонентские устройства пока не поддерживают такую скорость. Каким образом вы планируете использовать построенную сеть и каковы перспективы ее развития? 

- Чего от нас требует клиент? Такую скорость передачи данных, при которой было бы комфортно получать необходимый ему объем информации. Поэтому мы пошли по пути внедрения высокоскоростных технологий, которые бы обеспечили пользователей большими возможностями. В развитии широкополосного доступа мы начинали с использования технологии хDSL. Сегодня абонентская база ее интернет-пользователей насчитывает более 90 тыс. абонентов. Но у нее есть физические ограничения по скорости. Поэтому, с 2006 года мы стали внедрять технологию ETTH ("оптика в дом") и прогнозируем смещение интереса именно в эту сторону. И вот теперь мы запустили пилотную зону по технологии GPON – самой перспективной на сегодня. 

Она отличается от традиционных сетей ETTH тем, что оптика доходит непосредственно до абонента. Это пассивная сеть – то есть ее работа не зависит от системы электроснабжения дома. Здесь можно провести параллели с функционированием стационарных телефонов. Ведь раньше они не работали, когда отключали свет, теперь многие наши клиенты уже забыли об этом.  

Мы рассчитываем, что уже в ближайшее время получим результаты тестирования, отработаем технологии для подключения клиентов, условия тарификации услуг. Абонентские устройства для этой сети сегодня есть, но они достаточно дорогостоящи. Мы изучаем различные предложения и, возможно, в дальнейшем заключим контракты на поставку и реализацию данного оборудования, чтобы продавать его по той же схеме, что и приставки set-top-box для телевидения "ТВист". 

- Недавно компания "Сибирьтелеком" заявила о том, что начала развитие NGN-сети в крае. Насколько мне известно, это сеть нового поколения фиксированной связи. В чем заключаются ее особенности? 

- Отвечая на этот вопрос, я не буду слишком вдаваться в технические детали, а расскажу так, чтобы было понятно широкому кругу читателей. NGN-технология (Next Generation Network) предлагает новый подход к соединению говорящих абонентов. В процессе традиционного телефонного разговора происходит коммутация огромного количества каналов. При таком способе передачи сообщения используется только 20% ресурса канала. Ведь люди не говорят непрерывно, а делают паузы в речи. И если подсчитать, то 80% времени каналы работают вхолостую. Сейчас в рамках строительства NGN мы осуществляем переход на пакетную передачу голоса и данных, что позволит более эффективно загружать каналы и обеспечит более качественную и надежную связь за счет полного перехода на цифровые технологии. 

Данная технология позволяет оператору не только обеспечить абонентов телефонной связью, но и создать интегрированную инфраструктуру для передачи разных видов трафика. Это, разумеется, выгодно. Со временем полученные преимущества отразятся на тарифах – произойдет снижение цены на услуги связи. Сейчас пользователи платят за каждую из услуг отдельно, в дальнейшем мы будем предлагать их пакетом. 

- Как долго будет происходить переход на NGN? 

- Это длительный процесс. Многое зависит от объема инвестиций. "Длинные" кредиты в связи с кризисом стали дорогими. Исходя из этого, говорить, что в течение двух лет компания перейдет на NGN, мы не можем.  

Сейчас уже установлен программный коммутатор Soft Switch в Барнауле, в районе Черемушек. Это базовое оборудование NGN-сети, которое обеспечивает установление соединения и управляет обслуживанием вызовов. В настоящее время на него переведены около 10 тыс. абонентов. 

- Многие представители телекоммуникационной отрасли негативно оценивают проект организации универсальных услуг связи. Какова востребованность установленных таксофонов в крае? И как вы оцениваете данный проект? 

- Чем более развиты сети связи в регионе, тем менее востребованы "универсальные" таксофоны – это логично. Но они обязательно должны быть там, где другие виды связи малодоступны. Например, в горных и предгорных районах. В прошлом году я ездил в командировку, чтобы проверить работу "универсальных" таксофонов. В Краснощековском районе наблюдал такую картину – к таксофону была протоптана тропа, а рядом с ним лежала кучка шелухи от семечек. Это наглядный пример того, что им пользуются. Достаточно много таксофонов универсальной услуги установлено в городах и райцентрах края, так, к примеру, в Камне-на-Оби их четыре. При развитой традиционной и мобильной телефонии востребованность таксофонов в таких местах снижается. Но концепция такова, что независимо от плотности телефонных аппаратов, таксофоны должны быть установлены в каждом населенном пункте. Мотивы здесь более высокие, чем коммерческая выгода. Мы эту задачу выполнили, цель достигнута – телефонизация всех, даже самых отдаленных населенных пунктов края произошла.

Справка

Юрий Александрович Терентьев родился 1 марта 1952 года в селе Сибиряк Новосибирской области. В 1969 году окончил курсы электромонтеров силовых и осветительных сетей, позже — Новосибирский электротехнический институт связи. По распределению попал на работу в Барнаульский эксплуатационно-технический узел связи. В 1991 году стал заместителем начальника госпредприятия связи и информатики, главным инженером ГПСИ "Россвязьинформ". С 1994 года — первый заместитель гендиректора компании "Алтайтелеком". В 2001 году был избран руководителем компании.

Сегодня Юрий Терентьев — заместитель генерального директора компании "Сибирьтелеком" — директор Алтайского филиала. Воспитал сына. Увлекается рыбалкой, охотой, катанием на снегоходе, путешествиями.