ноябрь 23, 2009
Недавнее банкротство компании "Барнаулэнерго" обострило интерес к состоянию других предприятий, пользующихся элементами коммунальной инфраструктуры города на правах аренды. Одно из них — "Барнаульский водоканал" — полгода назад возглавил Николай Несветайлов. Мы попросили его рассказать о текущем состоянии компании и новых формах работы с должниками.
Николай Несветайлов в свое время трудился в Республике Гвинея. Но сейчас в Сибири у него не менее жаркая работа.
Павел Водопьянов
— Николай Николаевич, в каком состоянии пребывал "Барнаульский водоканал", когда вы возглавили компанию?
— Последние пять лет операционная деятельность предприятия была убыточной. В первую очередь это было связано с уровнем тарифов, который не позволял эффективно реализовывать производственные программы и серьезно повышать заработную плату сотрудникам. Ситуация была, не скрою, достаточно напряженной. При этом, несмотря на все проблемы, коллектив был сохранен. Это я считаю основным нашим достижением. Это связано с тем, что в прошлом году мы сумели обосновать регулятору необходимость повышения тарифа.
Тема тарифообразования, соразмерного с нашими издержками, — ключевая. Без повышения стоимости услуг невозможно решить те огромные задачи, которые стоят перед "Барнаульским водоканалом". Дело в том, что за прошедшие годы, когда наблюдался большой тарифный дефицит, у предприятия накопились существенные кредитные обязательства. Их объем сопоставим с двумя месячными оборотами предприятия. С помощью этих кредитных средств мы покрывали недостаток операционных средств. Не совсем правильно тратить на выплату процентов средства, которые могли бы пойти, например, на развитие сетевого хозяйства. Существующий на сегодняшний день тариф не обеспечивает полного покрытия процентов по кредитам. Тем не менее мы вынуждены платить эти проценты.
— У вас уже есть информация о том, как будет проиндексирован тариф на услуги "Барнаульского водоканала" в 2010 году?
— Средневзвешенный рост тарифов на воду составит 15%. Но этот рост не позволит реализовать все проекты, которые были запланированы "Барнаульским водоканалом". Мы настаивали на 20%-ном увеличении тарифа, это позволило бы постепенно освобождаться от кредитного бремени.
— Какова сегодня доля бесхозных сетей, находящихся в управлении "Барнаульского водоканала"?
— Порядка 20%. Хозяин у них в обозримом будущем найдется. Процедура следующая: для того чтобы у бесхозной сети появился владелец, ее необходимо зарегистрировать, т. е. она должна стать муниципальной. А для этого нужно получить представление, что это за сеть. Два месяца назад мы подготовили и направили в Городскую думу и администрацию свой проект, суть которого в следующем. Сначала "Барнаульский водоканал" проводит паспортизацию сетей. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий применения специальной техники. Он финансируется из бюджета города. На следующем этапе вся информация передается в комитет по учету имущества муниципальной собственности. Администрация вместе с регистрирующим органом оформляет право собственности. В 2010 году городской бюджет едва ли позволит осуществить этот проект, но в последующие годы — вполне возможно. Тем более что после оформления муниципалитетом права собственности на бесхозяйные сети "Барнаульский водоканал" сможет взять их в аренду, а чем больше сетей арендуется, тем выше размер арендной платы.
Мы предложили городским властям этот проект, потому что для мониторинга сетей требуются достаточно серьезные ресурсы — и людские, и финансовые. Причем мы не намерены зарабатывать на паспортизации, предприятие само в ней заинтересовано, поскольку это один из методов снижения аварийности: чем больше у нас информации о состоянии сетей, тем лучше возможность ими управлять. Пока этот проект еще не утвержден, но, надеюсь, это произойдет. Еще раз подчеркну, все просто: нам платят небольшие деньги, мы делаем паспортизацию и берем сети в аренду. Затраты города в таком случае через аренду окупятся в течение нескольких лет.
— Уточните, о каких затратах на паспортизацию идет речь?
— Если говорить о мероприятиях, которые мы готовы провести в течение двух-трех лет, это порядка 15 млн. рублей. Они окупятся в течение этого же времени за счет увеличения стоимости аренды сетей.
— Инвестиционная программа "Барнаульского водоканала" предусматривает финансирование в объеме 869 млн. рублей. Как идет реализация программы и что сдерживает этот процесс?
— Программа сейчас корректируется. Источников финансирования программы несколько: инвестиционная надбавка, плата за подключение, деньги предприятия и средства из краевого и городского бюджетов. В последнее время объемы строительства сократились, число подключений, соответственно, тоже. Снижаются объемы бюджетного финансирования.
В связи с этим объем инвестпрограммы составляет не 869 млн., а 732 млн. рублей. Несмотря на это, уже реализовано несколько крупных проектов по повышению эффективности работы очистных сооружений, улучшению качества воды, значительные средства направлены на сетевое хозяйство.
— Недавно "Барнаульский водоканал" опубликовал подробный, а потому скандальный рейтинг должников. Например, один из участников рейтинга подал на возглавляемое вами предприятие в суд.
— Да, компания "Взаимопомощь-Регион", не согласившись с данными рейтинга, обратилась в арбитраж. Мы готовы участвовать в судебном процессе, потому что имеем возможность подтвердить объективность своих данных в любой инстанции.
Думаю, публикация таких рейтингов не устраивает тех, кто хронически не платил и платить не собирается. Рейтинг простимулировал управляющие компании, которые работают на перспективу и хотят развиваться, получая все новые дома и имея позитивный имидж. Составление рейтинга — это нормальный европейский метод, который позволяет определить и самим компаниям, и гражданам, кто дееспособен, а кто нет.
— Как выглядит схема работы "Барнаульского водоканала" с должниками?
— Мы воздействуем на них и самостоятельно, и с привлечением администраций районов, которые собирают должников и проводят с ними определенную работу. В администрациях понимают, что если мы потратили на перекладку коммуникаций на их территории, условно говоря, 10—15 млн. рублей, а они не могут помочь нам дособрать 20 млн. "долговых" рублей, которых не хватает на завершение работ, то "Барнаульский водоканал" не сможет гарантировать стопроцентную надежность сетей.
Исторически сложилось, что сентябрь и октябрь достаточно позитивны в плане сбора денег. Но в этом году за сентябрь мы собрали средств меньше, чем начислили. Такая ситуация сложилась в экономике в целом — число неплательщиков растет.
Добавлю, что на сегодняшний день мы собираем порядка 94% от начисленных сумм. Хотим собирать 97%. Задолженность в целом по всем нашим потребителям — более 200 млн. рублей. Бюджетники, коммерсанты, заводы платят более-менее нормально. Основные должники — граждане.
— Как вы намерены решать проблему, связанную с тем, что многие граждане c подачи управляющих компаний перестали оплачивать "коммуналку" через систему "Город"?
— Поясню, что ситуация, при которой ряд известных компаний собирает с населения деньги за оказанные нами услуги, а нам даже не предоставляет информации, охватывает 40—50 тыс. человек городского населения. Все остальное мы можем решать оперативно.
— Известно, что сейчас вы возлагаете большие надежды на акции, которые будут проводиться среди потребителей.
— Да, причем акции будут как для добросовестных плательщиков, так и для должников. Например, будет акция "Почетный абонент": среди наиболее дисциплинированных потребителей с помощью лотереи мы выберем победителя, которому вручим ценный приз. Мне кажется эффективным размещение в городском транспорте стикеров с призывом своевременно оплачивать услуги, поскольку "люди, от которых зависит вода в вашем кране, не могут работать бесплатно". Ведь были времена, когда на "Барнаульском водоканале" зарплата работников составляла 6—7 тыс. рублей и в коллективе создалась практически предзабастовочная ситуация. Сейчас заработная плата на предприятии приближается к рыночной — и это один из главных приоритетов.
— Как, по вашим оценкам, выглядит "Барнаульский водоканал" на фоне аналогичных предприятий Сибири?
— По оборотам он, понятно, не самый большой ввиду сравнительно невысокой численности населения Барнаула. Состояние сетей и сооружений неплохое, что подтвердили эксперты из управляющей компании "Росводоканал". Это позволяет говорить о достаточной степени надежности сетей. Во многих городах России этого нет.
Технологическая обеспеченность предприятия также достаточно высока. Мы могли бы качественно прогнозировать программы перспективного развития производства и программы капитального ремонта, но для этого необходим двух- или трехлетний тариф. Рано или поздно мы к этому придем, и это станет переломным моментом. В Барнауле в сравнении с другими городами крайне низкая динамика роста тарифов на воду. В среднем наш тариф ниже, чем по России и Сибирскому региону, примерно на 20%. Надеемся, что удастся его вывести до среднего уровня по России.
Родился в Новосибирске в 1971 году в семье военнослужащего. Окончил академию Федеральной службы охраны в Орле. До 1999 года служил в ФСО. Затем работал на различных промышленных предприятиях включая "Компанию бокситов Киндии" (проект "Русского алюминия" в Республике Гвинея). Два года являлся директором по персоналу на "Арзамасском машиностроительном заводе". В 2003 году стал заместителем гендиректора "Байкальского целлюлозно-бумажного комбината". В 2006 году занял пост заместителя гендиректора "Волгоградского завода тракторных деталей и нормалей". Следующий этап карьеры — компания "Росводоканал" (директор департамента). В июне 2009 года вступил в должность генерального директора "Барнаульского водоканала".
Женат, воспитывает сына.