ноябрь 23, 2009
В конце октября генеральный директор ТД "Аникс" Юрий Никитин принял участие вIII Всероссийском съезде собственников независимых сетей. В своем докладе он на примере собственной компании рассказал о стратегии развития в кризисный период посредством франчайзинга. Газета "Ваше дело" публикует часть этого выступления.
"Аникс" работает на территории Алтайского края, Республики Алтай и с недавнего времени в Новосибирской области. В последние годы мы развивались за счет внутреннего роста более чем на 40% в год. Компания провела ряд небольших поглощений, а в 2008 году было решено использовать еще один способ развития бизнеса — франчайзинг. Общаясь с клиентами, имеющими не более двух магазинов, мы видели их обеспокоенность, понимали бесперспективность их работы, прогнозировали ухудшение их финансовых показателей и наступление банкротства.
Причины этого очевидны. Как правило, у собственников отсутствует стратегия развития, нет понимания, что делать дальше. Мелкий бизнес не владеет современными технологиями торговли. В результате такие предприятия имеют высокие издержки, сложности в управлении ассортиментом, ценами и поставщиками. Стремление овладеть этими навыками самостоятельно, а также попытки ценовой конкуренции с сетями приводят к убыткам.
Эффективность работы индивидуальных предпринимателей можно повысить, объединив предпринимателей в сеть и централизовав часть функций. "Аникс" организовал и возглавил этот процесс в своем регионе, чтобы развить собственный бизнес. В январе 2008 года был открыт первый магазин нашей франчайзинговой сети "Корзинка". Рост выручки при переходе небольшого магазина в франчайзинговую сеть "Корзинка" в среднем составил 180%, многие партнеры открывают новые магазины в рамках сети.
Сейчас "Корзинка" объединяет 43 магазина с товарооборотом 0,5 млрд. руб. Темпы роста выручки в 2009 году — 240%. На следующий год план по выручке — 1 млрд. руб. Достигнута скорость расширения сети — пять магазинов в месяц. Два объекта открыты на удалении от Бийска 580 км, еще два — 500 км. У нас есть примеры населенных пунктов, где в рамках франчайзинговой сети мы смогли установить цены на 30% ниже ранее имевшихся.
Работа с партнером начинается с заключения договора коммерческой концессии, в котором оговорены все условия. Франчайзи платит вступительный взнос, из которого в числе прочего финансируется изготовление вывески для магазина. Кроме того, франчайзи ежемесячно платит роялти. Наша работа не ограничивается передачей технологий и оперативным контролем. Мы также проводим подготовку собственников и обучение персонала, консультируем по финансовым вопросам и т. д.