декабрь 11, 2009
Недавно продавщицей в магазине и выяснила, что та по специальности - руководитель хора. Спрашиваю:
- А чего не пошла работать по специальности? Ведь то, чем ты сейчас занимаешься, уж точно никакого отношения к хоровому пению не имеет?
- Так эта специальность и раньше то не особо была востребована, а теперь и тем более.
- А зачем тогда училась?
- Так надо было высшее образование хоть какое получить, вот и поступила.
- А петь то поешь? – не удержалась я от вопроса.
- Нет, голос есть, а слуха нет.
Есть примеры и еще колоритнее. Например, человек получил специальность юриста, а работает барменом…
Вот почему в нашей стране так сложилось, что люди получают одну специальность, а работают по другой? Тысячи выпускников получают ежегодно разные нужные, казалось бы, профессии: учитель, врач, инженер, экономист, юрист… Но не все идут работать по профессии. И многие из тех выпускников, кто не нашли место по специальности, идут в центры занятости, где переквалифицируются. И тут хочется спросить, зачем нашему государству учить по четыре – шесть лет огромную армию молодых людей чему-нибудь и как-нибудь и тратить огромные средства, чтобы потом их же государству переучивать, платить пособие по безработице? Зачем?
Это, конечно, в первую очередь касается бюджетного обучения. Про коммерческое обучение вопрос отдельный, но проблемы ведь и тут те же – зачем учились?
Работодателей не устраивает в основном квалификация выпускников, и при этом работодатели ощущают нехватку сотрудников определенных специальностей. А наши вузы упорно продолжают готовить ребят на маловостребованные или вообще невостребованные на рынке труда профессии. И вузы не заботятся, да и не имеют возможности заботиться о том, чтобы выпускник к концу обучения получил кроме часто уже катастрофически устаревшей теории, хоть какую-нибудь практику, то есть, получил бы пусть малую, но все же квалификацию.
Есть и еще одна серьезная проблема, связанная с непонятной для современной жизни традицией – лишь бы поступить, а куда и зачем, неважно. В результате выбираются невостребованные на рынке профессии (где низок конкурс), причем чаще всего такие, к которым у поступающего молодого человека вообще нет способностей.
Какой смысл заканчивать вуз? Зачем потом заниматься нелюбимым делом или идти работать туда, где вообще никакое высшее образование не требуется? Не проще ли определиться сразу и не терять лишние годы?
В России сегодня 1 миллион 553 тысячи свободных рабочих мест, дефицит кадров существует уже который год, а проблема никак не решается.
Решать ее предлагают несколькими способами. Один из них, это вернуться к существовавшей во времена СССР системе, когда только что выпущенные вузами, техникумами и профтехучилищами специалисты были обязаны отработать по государственному распределению 2–3 года. Но, во-первых, это вовсе не решит проблемы выбора специальности. А во-вторых, а как искать государству свободные места, например, для инженеров, на частных предприятиях?
На протяжении многих лет среди окружающих меня людей регулярно встает вопрос: "Куда пойти учиться их детям, чтобы время недаром прошло, и работа по окончании вуза была?" Есть проблема, но нет грамотного ее решения. И не всегда решается так, чтобы потом было сказано: "Вот, не зря выучили".
Но что же нужно сделать в нашей системе образования, чтобы хоть как-то сблизить спрос рынка труда и предложение профессиональных образовательных учреждений? И чтобы наши дети учились не впустую?