декабрь 22, 2009
Представители мелкорозничной торговли в городах и районах края констатируют падение выручки и товарооборота всвоих магазинах на 10–30%. По их оценкам, для ноября подобные показатели нетипичны. Впрошлые годы в этот предпраздничный месяц наблюдался рост продаж. Единого мнения о причинах происходящего у предпринимателей нет.
Наталья Маевская, индивидуальный предприниматель из Бурлинского района, сообщила, что в ноябре выручка упала на 10%. "В магазине количество покупок сократилось, что совершенно нетипично. Обычно в это время, наоборот, начинался рост, — говорит она. — В октябре мы открыли кондитерский цех. И по сравнению с октябрьскими заказами на продукцию ноябрьские существенно уменьшились. Магазины в два раза сократили объемы закупок кондитерских изделий". Игорь Гончаров, директор предприятия "Катуньсельторг" (Бийский район), не исключает, что ноябрьский доход в его магазинах самый низкий в этом году. "У меня три магазина, и падение было очень заметным, порядка 20%. Плохо покупались и продукты, и хозтовары", — говорит он.
Директор фирмы "Меркурий" из Новичихинского района Евгений Козин сообщил, что в первую неделю декабря жители сел еще не торопились покупать новогодние сувениры, хотя в прошлые годы в это время спрос на них был высоким. "Товарооборот в магазинах упал на 20–30%", — отмечает он. Тенденцию падения товарооборота в розничной торговле подтвердил также Дмитрий Кошкарев, директор фирмы "Алмаз" из Заринска. А Александр Кадкин, директор фирмы "Диана" (Кулундинский район), сказал, что подобная ситуация складывается и в Кулунде, и в Ключах.
Представители бизнеса расходятся во мнениях, что могло вызвать ноябрьское снижение покупательской активности. Евгений Козин предполагает, что деньги у населения есть, просто их придерживают для крупных покупок к Новому году. "Все говорят о кризисе, а по-моему, деревню этот кризис не коснулся, — говорит он. — У нас все так же, как и раньше". Дмитрий Кошкарев, напротив, считает, что мелкая розница только сейчас входит в активную фазу кризиса. "У людей просто нет денег, — говорит он. — И они стараются очень избирательно подходить к покупкам".
Наталья Маевская связывает уменьшение торговой активности с кризисом перепроизводства в сельском хозяйстве. "Основное число наших покупателей работают именно в этой сфере. А фермеры сегодня, как известно, не могут продать полученный урожай. И покупательская способность в районе снижается", — говорит она. Игорь Гончаров считает, что потенциальные покупатели в ноябре тратили деньги на то, чтобы погасить долги по кредитам, поэтому реже ходили в магазины. "Кроме того, у нас в районе сети построили крупные торговые центры, которые могут себе позволить делать ощутимые скидки. Часть покупателей уходит к ним", — говорит он.
Все представители торговли ожидают рост покупательской активности в конце декабря. Наталья Маевская говорит, что он уже начался. "Но думать о первых месяцах 2010 года, честно говоря, страшно. В это время снижение товарооборота и прибыли бывает традиционно", — говорит она. По словам Евгения Козина, для его бизнеса наблюдавшееся в ноябре снижение показателей некритично, но он не исключает, что если ситуация не изменится в течение нескольких месяцев, то многие микропредприятия могут закрыться. "Я отношусь к происходящему философски, — сказал Дмитрий Кошкарев. — Возможно, нашему городу не нужно столько предприятий малого бизнеса, сколько существует. Сильнейшие выживут, кто слабее — закроется. Это объективный процесс".
Млн. рублей |
В % к соответствующему периоду прошлого года |
||
В фактических ценах |
В сопоставимых ценах |
||
Оборот розничной торговли |
138 539,3 |
94,8 |
84,3 |
В том числе: |
|||
Пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия |
62 490,3 |
99,2 |
88,5 |
Непродовольственные товары |
76 049,0 |
91,4 |
81,1 |
Оборот общественного питания |
3854,1 |
71,3 |
62,0 |
Оборот розничной торговли в товарной массе на 15,7% меньше, чем в период с января по ноябрь прошлого года, оборот общественного питания — на 38% меньше. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 45,1%, непродовольственных товаров — 54,9%. Источник: Алтайкрайстат.