Оптимизм, замешанный на нефти

февраль 2, 2010

Итак, господа, в прошлом году на поддержку экономики мы с вами потратили 3 трлн. рублей, или 12% ВВП. В итоге мы получили падение этого самого ВВП в размере 8,5%. На повестке дня два вопроса. Номер один: сколько еще денег мы должны потратить на антикризисную программу, чтобы в 2010 году получить рост экономики в 3,1%? Номер два: сколько вообще денег у нас осталось?

Наверное, примерно так 30 декабря начиналось предновогоднее заседание в Белом доме, на котором был одобрен чрезвычайно важный документ — "Основные направления антикризисных действий правительства РФ на 2010 год". На днях я познакомился с этим текстом на 14 листах и сделал несколько кратких выводов, которыми хочу поделиться с читателями.

Вывод первый — тушение экономического пожара триллионами рублей, как считают в правительстве, прошло в целом успешно. Потому что, как гласит документ, уже в III и IV кварталах наметился выход экономики страны из острой фазы экономического кризиса. Например, в ноябре был зафиксирован рост промышленности по отношению и к октябрю этого, и к ноябрю прошлого года. Кроме того, достигнута главная цель — стабильность в социальной сфере. Уровень безработицы составил к концу года 8,1% от экономически активного населения, тогда как в начале года он равнялся 9,1%.

Вывод второй — казенные деньги все-таки имеют свойство заканчиваться. В 2010 году в федеральном бюджете заложено всего 195 млрд. рублей на реализацию наиболее эффективных антикризисных мер правительства. Причем значительная часть этой суммы (40 млрд. рублей) будет направлена отдельным системообразующим предприятиям, входящим в хорошо всем известный "список Шувалова". В качестве примера, подтверждающего радикальное сокращение антикризисных затрат, могу привести тот факт, что в 2009 году предприятия из списка получили 300 млрд. рублей бюджетной помощи. Не будем здесь обсуждать, насколько эффективно они были потрачены.

Третий вывод заключается в том, что такие меры, как "самозанятость населения" и "переход новых безработных в число индивидуальных предпринимателей", будут по-прежнему поощряться федеральной властью. Малый бизнес из когда-то забытого сектора экономики вдруг стал одним из самых приоритетных. Государство готово потратить на его поддержку фантастические деньги: 100 млрд. рублей — на выдачу кредитов предпринимателям через банки-партнеры "РосБР", еще 80 млрд. рублей — через региональные гарантийные фонды.

Вывод четвертый — надежды на дорогую нефть по-прежнему не покидают умы госчиновников. Заключительный раздел документа "Развитие экономики в 2010 году" буквально с этого и начинается. Цитирую: "Более высокий, чем ожидалось ранее, уровень цен на нефть во второй половине 2009 года и более быстрое восстановление мировой экономики позволяют нам улучшить оценки экономического роста в году наступающем". Предполагается, что рост ВВП может составить от 3,1% до 3,5%.

Вывод пятый — слово "модернизация" в тексте документа употребляется чаще, чем "кризис". При этом сама модернизация откладывается надолго, поскольку 2010–2012 годы (как раз к выборам президента!) уйдут на восстановление докризисных показателей. И только после этого будут формироваться условия для "реального модернизационного рывка". Посмотрим, как сбудутся этот и другие оптимистичные прогнозы правительства. Что-что, а прогнозы мы делать умеем.