февраль 9, 2010
В конце января неформальное объединение "Общественная антикризисная инициатива" (ОАИ, в ее состав входит политик Владимир Рыжков) опубликовало свой третий меморандум — документ, в котором некоторые экономисты, политики и политологи России оценивают текущую ситуацию в стране и предлагают свои шаги по ее улучшению. Редакция газеты "Ваше дело" публикует отрывки из меморандума и комментарий г-на Рыжкова.
Владимир Рыжков, независимый политик.
Олег Богданов
Текущий кризис является наглядным доказательством того, что нынешняя политическая и социально-экономическая система стала препятствием на пути развития страны. Российская экономика является одной из наименее эффективных в современном мире, в ней не работают базовые институты, доминируют монополии и властвует коррупция. <…> Власть не хочет признать, что без раскрепощения и поддержки активной части общества, без последовательной демократизации, без опоры на агрессивно растущий бизнес все разговоры о модернизации обернутся в очередной раз неэффективным разбазариванием ресурсов и потерей времени. <…>
Предложения ОАИ условно делятся на два блока – экономический и политический. В первом объединение предлагает, в частности, предпринять следующие шаги.
1. Совместными усилиями бизнес-объединений и Федеральной антимонопольной службы подготовить доклад о состоянии конкуренции и институциональных барьерах в экономике, на основании которого принять необходимые законы и правительственные решения, поощряющие, а не ограничивающие конкуренцию.
2. Отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое оборудование, отложив уплату налога до начала производственной деятельности.
3. Реализовать программу дебюрократизации отношений между бизнесом и властью, ориентированную на облегчение процедур создания и регистрации бизнеса. В частности, пойти на замену государственного лицензирования страховыми платежами или регистрацией в саморегулируемых организациях бизнеса.
4. Снизить основные виды формальной и неформальной государственной нагрузки на бизнес. Начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая среди прочих сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы. Нужно реформировать всю систему социальных гарантий и выплат без повышения налогового давления на экономику.
5. Заморозить тарифы естественных монополий как минимум до середины 2011 года.
6. Сформулировать реально работающий национальный проект по строительству доступного жилья, свободный от коррупции и кумовства и потому выгодный для бизнеса. Государство должно брать на себя расходы по созданию коммунальной и социальной инфраструктуры, бесплатно передавать в собственность гражданам земельные участки на вновь осваиваемых территориях, активно использовать субсидирование ставок по ипотечным кредитам, государственный заказ на жилье для бюджетников, субсидирование ставок по кредитам застройщикам".
7. Дать реализоваться позитивной роли кризиса, который должен произвести санацию неэффективной части экономики.
8. Запретить госчиновникам входить в органы управления хозяйственными обществами.
9. Отстранить от руководства компаниями и банками, получившими государственную финансовую поддержку и в которых государство является акционером, их нынешних руководителей.
К числу политических предложений относятся следующие.
1. Вернуться к выборности глав регионов и городов населением и не менее половины депутатов Госдумы и региональных парламентов по одномандатным округам, снизить проходной барьер для партий до 3–5%, отменить нормы, позволяющие не регистрировать или снимать кандидатов и партии с выборов.
2. Строго придерживаться конституционного принципа: органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти.
3. Максимально упростить требования и процедуры к регистрации политических партий и общественных объединений, ввести уведомительный порядок такой регистрации, восстановить право партий заключать соглашения о блокировании на выборах.
4. Обеспечить безусловную свободу митингов, демонстраций и собраний.
Мы считаем, что примерно раз в полгода нужно делать мониторинг экономической ситуации в стране, давать оценку тому, что делает правительство, и выдвигать свои предложения.
К сожалению, большинство наших рекомендаций властью в жизнь не воплощается. Мы говорили, что нужно проводить активную антимонопольную политику. Она не проводится. Мы говорили, что нужно сократить госаппарат на 15–20%. Этого не сделано. Мы говорили, что нужна активная антикоррупционная политика. Она не ведется. Поэтому большого удовлетворения у нас, конечно, нет.
Мы считаем, что монополизация нашей экономики — одна из главных проблем в стране. Например, проводился опрос среди предпринимателей, и 70% из них ответили, что не чувствуют конкуренции. Как это может быть в рыночной экономике? Это означает, что монополизированы не только рынок газа, ЖКХ, железнодорожных перевозок, но и куда более мелкие рынки. Даже розничная торговля во многих регионах монополизирована. Результатом этого является отсутствие всякого развития. У бизнеса нет мотивации совершенствоваться. Зачем, если и так все покупают? Итогом отсутствия антимонопольной политики являются и высокие цены. То есть мы при низком качестве экономики, отсутствии ее развития имеем еще и цены, которые по ряду товаров превышают общемировые показатели. Поэтому-то и нужен доклад о состоянии конкуренции в экономике.
Многие вещи, которые мы предлагаем, надо делать решительно, должны проводиться глубокие реформы. Сегодня властью много что провозглашается, но мало что делается. Сейчас, например, обсуждается тема перевода малого бизнеса на патенты. Раз в пять лет заплатил — и не нужно перечислять налоги, не надо содержать бухгалтерию, писать огромные отчеты. Что в этом сложного? Для этого просто нужна политическая воля.
Я хочу отметить, что это уже третий наш меморандум. В первых двух политического раздела не было. Мы сосредотачивались на экономическом блоке. Но теперь мы пришли к выводу, что многие из мер, которые мы предлагаем, например по демонополизации, по ограничению произвола чиновников, по сокращению госаппарата, не реализуются именно потому, что этому препятствует политическая система. Сейчас государство в большей степени служит интересам монополий и контролирующих органов и в меньшей степени — интересам экономики и общества. Выходит, что та часть общества, которая заинтересована в развитии, — бизнес, региональные и местные элиты, — вообще отстранена от принятия политических решений. Как ни крути, все равно получается, что необходимые экономические преобразования без определенных политических изменений невозможны.
Мы считаем, что если вернуть одномандатные округа на выборах в Госдуму, то местные элиты и бизнес смогут пройти через этот механизм и поставить свои вопросы в Госдуме. Сейчас такой возможности нет. "Единая Россия" занимает 70% мест в парламенте и глушит всю инициативу. С выборами губернаторов такая же история. Сейчас главы регионов все чаще воспринимаются населением как чужие, как чиновники, присланные Москвой. Они полностью зависят от администрации президента и поэтому боятся ставить вопросы развития территорий: поставишь — а завтра снимут. Поэтому-то для развития регионов нужны избранные губернаторы. Выборность позволила бы вычистить из губернаторского корпуса недееспособных чиновников, пришло бы новое поколение харизматичных, энергичных людей в регионах.
Эти политические предложения возникли не из ниоткуда, они логически вытекают из наших экономических предложений. Мы считаем, что устройство политической системы не соответствует задачам развития страны. Все наши экономические предложения захлебываются в отсутствие политических перемен.
Пока власть не предпринимает реальных шагов, а ограничивается косметикой, имитацией бурной деятельности. У нее есть понимание, что в политической системе есть проблемы. Руководство страны осознает, что отсутствие контроля привело к катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС, к трагедии в "Хромой лошади" — система не работает, а значит, надо что-то менять, включать общество в контроль. Но власть боится делать решительные крупные шаги. В результате бюрократическая вертикаль загнивает и дальше будет загнивать, вот в чем беда. Вертикаль приводит к тому, что чиновники на местах абсолютно безнаказанны — Москва-то далеко. Например, сейчас идет реформа милиции, она полностью переводится на финансирование федерального бюджета. Это что означает? Что ни губернатор края, ни мэр Барнаула, ни глава Поспелихинского района вообще никаких рычагов воздействия на милицию иметь не будут. То есть центр еще и ухудшает ситуацию с управляемостью.