февраль 24, 2010
Сравнивая уроки физкультуры в своей сельской школе и в городском лицее, Ольга Морина отдает предпочтение своему сельскому опыту.
- Может быть, проблема в том, что не хватает инвентаря в школе. До девятого класса я училась в школе села Парфеново Алтайского края, у меня были такие уроки физкультуры, на которых была выстроена четкая логическая программа (не только от урока к уроку, но и на весь год), по которой мы занимались различными видами спорта и с различными снарядами.
Потом я перешла учиться в один из престижных лицеев Барнаула. Там такого разнообразия не было. Мы приходили, разминались и играли в волейбол, круглый год мы занимались тем, что отрабатывали удары и сдавали их на оценку. Ну и нормативы сдавали, когда они спускались с районных комитетов по образованию. А интересным ничем не занимались. Формально было разделение на группы по здоровью, но на деле никому особых поблажек не давали. Я считаю, что так называемая "дополнительная группа" должна заниматься отдельно специальными упражнениями, чтобы подкорректировать здоровье и перейти в основную, а не так, чтобы "прийти и мячик побросать".
- Как это ни странно, но в сельской школе. Там все держалось на учителе физкультуры, который был фанатом своего дела. Он был заслуженным учителем Российской Федерации. Он добивался получения материальной поддержки и все пускал на обновление зала. А тот спортивный инвентарь, что имелся в школе, он хранил, очень бережно относился к нему. У нас были все необходимые снаряды. Там мы ездили на лыжах зимой, у нас была отличная лыжня. В селе, куда не выйдешь – везде лыжня. В городской школе, к сожалению, не было такого стадиона, где можно было бы зимой построить хорошую лыжню. Приходилось просто кататься вокруг школы.
- Меня побуждала только интересная учебная программа. Мне кажется, нельзя так подходить к урокам физкультуры, как это делается сейчас: спустилась сверху программа и отрабатывай ее, как можешь. Должна быть какая-то внутренняя мотивация, не должно быть принуждения. У каждого человека разные физические возможности: в связи со здоровьем, с телосложением, да мало ли с чем… Свой внутренний мир… А вот физруки, по сути дела, такие люди: "Так, господа учащиеся, нормативы! Все сдаем!". И хоть умри, но сдай, как в армии. Если ты что-то не можешь сделать, учитель физкультуры смеется над тобой. Могли подойти и сказать "Эх, хиляк!", "Ну кто так подает?!". Это просто отвратительно. Нужно делать урок физкультуры интересным. Не нужно заставлять учеников из-под палки все выполнять, а потом еще и делать колкие замечания в его адрес.
- Да, и таких было немало. Это те, кто занимался каким-либо видом спорта постоянно, они имели спортивные разряды, некоторых из них освобождали от уроков в связи с большими нагрузками на тренировках. Но для многих моих друзей физкультура была мучением. Будь моя воля, я бы сделала этот предмет факультативным или, в конце концов, не стала бы его оценивать. Нужно ставить оценку за старание, а не за то, что ты 500 раз отжался.