Выбирая будущую специальность, не ориентируйтесь на сегодняшние рейтинги

февраль 26, 2010

"Большинство студентов не задумываются о будущей работе и не знают, с какими трудностями им придется столкнуться, – рассказывает Всеволод Ильин, заведующий сектором содействия трудоустройству АлтГУ. – Вместе с тем они охотно познают секреты рынка труда, если им их открывают".

Дикий рейтинг

Рынку труда свойственна постоянная изменчивость. "Не существует точного и объективного рейтинга профессий, – считает Валентин Косоногов, генеральный директор консультационного кадрового агентства „Жираф“. – Сегодня востребованы одни специальности, завтра другие. И перемены эти очень стремительны. Большинство существующих рейтингов рынков труда попросту „дикие“. Они основаны не на реальных исследованиях, а на представлениях тех людей, которые их составляют".

Если информация рейтингов необъективна, как тогда ориентироваться выпускникам школ в выборе специальности, а студентам в будущем трудоустройстве? Во-первых, не следовать моде, а думать. Изучать, какие направления экономики развиваются, а какие угасают. Во-вторых, выбирать качественное базовое образование, а выбрав – хорошо учиться. И, в-третьих, внедряться в трудовое пространство. Проще говоря, работать на каникулах, на практиках, а если надо, и вечером после учебы.

Анатомия трудоустройства

Чтобы помочь студентам и выпускникам, в вузах созданы специальные службы содействия. "Наша задача – сориентировать выпускников на самостоятельный поиск работы, обеспечить студентов информацией о рынке труда, а также помочь освоить технологии поиска работы", – говорит Вера Павлова, начальник отдела содействия занятости Алтайской государственной педагогической академии.

"Рынок не встретит его с распростертыми объятиями, – считает Павел Алексеев, ответственный секретарь приемной комиссии Горно-Алтайского государственного университета. – Молодой специалист должен быть готов выйти за рамки своей специальности, дополнительно обучаться". Компьютерная грамотность, иностранный язык – эти знания помогут выпускнику, какой бы ни была его специальность.

В рамках Года молодежи, объявленного правительством в прошлом году, Жанна Крамарева, руководитель консультационного кадрового агентства "Жираф", провела цикл лекций "Анатомия трудоустройства" для студентов и выпускников учебных заведений Барнаула. На одном из занятий для студентов факультета пищевого производства она упомянула о вакансии на кондитерской фабрике. Требовался технолог со знанием английского. Одна из слушательниц проявила инициативу и уже проходит на фабрике практику с последующим трудоустройством.

В каком состоянии связь теории и практики? Везде по-разному. Банки, общепит, торговля охотно берут студентов на практику, а выпускников на работу. Как правило, они имеют свои учебные центры, где молодые специалисты получают минимум необходимых практических навыков.

Студенты и молодые специалисты востребованы в области строительства недвижимости, дорог, котлостроения. Яркий пример сотрудничества предприятия и вуза – компания "Сиб­энергомаш". Студенты АлтГТУ приходят сначала на экскурсии, затем на производственные практики, а после пятого курса – на стажировки с последующим трудоустройством. Причем речь здесь идет о предоставлении рабочих мест с высокой заработной платой. Но это частный случай. Отлаженной универсальной системы взаимодействия высшей школы и рынка труда на сегодняшний день не существует.

Несколько шагов к профессии

Что делать будущему выпускнику уже сегодня:

1. Обратитесь в службу содействия занятости студентов, действующую в каждом университете. Посещайте все их лекции и семинары. Учитесь составлять резюме, вести телефонные переговоры и личные беседы.

2. Составьте базу данных всех потенциальных работодателей. Выясните координаты их служб персонала и отделов кадров. После защиты диплома вы быстро разошлете резюме по уже существующей базе.

3. Используйте интернет-ресурсы. Познакомьтесь с сайтами служб занятости и ваших потенциальных работодателей. Пообщайтесь в чате с теми, кто пользовался их услугами.

Справка

4 507 выпускников учебных заведений Алтайского края 2009 года обратились в службу занятости населения, из них с высшим профес­сиональным образованием – 1 631 человек.