февраль 25, 2010
Рынок деловых подарков был одним из многих, которые в значительной степени пострадали от тающих до нуля бюджетов на продвижение компаний. Однако если на рубеже 2008–2009 годов многие рекламные агентства, строящие бизнес на производстве и продаже деловых презентов, махнули на прибыльность подобных проектов рукой, то в наступившем году они смотрят в будущее с гораздо большим оптимизмом.
Об итогах года представители отрасли говорили на III Всероссийском форуме поставщиков и ритейлеров товаров для дома, посуды, подарков и сувениров, который прошел в Москве в середине января в рамках выставки “Консумэкспо-2010”. На форуме встретились более 200 руководителей компаний-поставщиков и розничных сетей из 40 городов России и стран СНГ. По мнению большинства экспертов, при сравнении первых месяцев 2009 и 2010 года по объему заказов и продаж сувениров наблюдается определенное повышение спроса. И хотя он еще не достиг докризисного уровня, рынок сдвинулся с мертвой точки и будет расти и дальше. В победителях же, по мнению представителей Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров, окажутся авторы нестандартных решений.
Кроме того, специалисты полагают, что в ближайшие 5 лет условия игры будет диктовать Интернет. Сеть сократила дистанции между продавцом и покупателем, расширила возможности для рекламы и налаживания партнерских связей. Производители активно обзаводятся веб-сайтами, где размещают фото и видео своей продукции.
По словам представителей барнаульских компаний, первые месяцы наступившего года хоть и стали более сытыми, чем предыдущего, однако все еще не догнали по объемам докризисную эпоху. “Возможно, в количественном выражении мы почти подобрались к отметке заказов предыдущих лет, но вот в денежном – однозначно нет, – рассуждает Александр Ковалев, замдиректора РА “Пропаганда”, – заказчики стали выбирать более экономичные в плане материалов и исполнения подарки”.
С ним согласна и Анастасия Милосердова, ведущий специалист сувенирного отдела РПК “Реклама-мама”: “Ситуация не столь жесткая, как в прошлом году, но и не совсем радужная, – говорит она. – Во всяком случае, мы пока не возвратили объемы производства и продаж сувениров, сокращенные в связи с кризисом”.
Подводя итоги 2009 года, столичные эксперты отмечают, что требования клиентов к качеству и ассортименту бизнес-подарков растут, соответственно, повышается спрос на оригинальные сувениры. Как следствие подход к выбору подарков становится более тщательным.
С этой точкой зрения солидарна Ольга Меньшова, коммерческий директор РА “Нова Студия”:
– Мы обратили внимание на то, что в последнее время клиенты стали более избирательны в отношении подарков партнерам, – говорит наша собеседница. – Во-первых, они начинают думать о сувенирах заранее (например, по поводу презентов к 23 февраля и 8 Марта к нам обращались еще в январе). Заказчики стремятся найти индивидуальный вариант, мало кто удовлетворяется стандартными подарками из каталогов. Таким образом, несмотря на сокращение количества заказов (по сравнению с предыдущими годами), повысился их качественный уровень. Со своей стороны мы стараемся делать акцент на собственном производстве, предлагать заказчикам оригинальные сувениры из разных материалов: дерева, кожи, пластика, текстиля, металла.
Не отмечают подобных тенденций представители агентств “Реклама-мама” и “Пропаганда”. Так. По словам Анастасии Милосердовой, урезание бюджетов произошло у всех категорий заказчиков:
– Конечно, крупные компании держат планку и не скатываются до слишком дешевых вариантов, хотя и сокращают объемы заказов, – отмечает Анастасия, – а мелкие и сокращают, и удешевляют. Но и те, и другие просят максимально снизить затраты. Естественно, мы идем навстречу клиентам. Кстати, хочу отметить, что в этом году примерно 50% заказчиков по бизнес-сувенирам – физлица. Раньше большую часть составляли “юрики”. Но кризис изменил ситуацию. Хотя жаловаться не на что: с отдельными людьми работать не хуже, чем с корпоративными заказами.
По словам собеседников “КП”, стремление к экономии не вызвало у заказчиков желания превратить подарки к мужскому и женскому праздникам в унисекс-варианты. То есть поздравлять своих (и чужих) сотрудников компании все еще стремятся по половому принципу. Хотя, если речь идет об эконом-варианте, компании вряд ли будут принимать во внимание психологические потребности дам и джентльменов. Разницу подчеркнут лишь наименованиями презентов, к примеру, мужчинам – кружки, дамам – чашки.
Конечно, подарок в бизнес-контексте не столь интимен, сколь презент близкому человеку, однако особенности предпочтений сильного и слабого пола (даже если они коллеги по бизнесу) учитывать все-таки стоит. Так, по результатам многочисленных опросов, проведенных среди жительниц России, удалось выяснить пристрастия дам. Если говорить о подарках в сугубо деловом контексте, то прекрасная половина не возражает против таких презентов, как визитницы, сувенирные ручки, ежедневники, а также usb-флешки. Вызывают приятие леди и изысканная бижутерия, кошельки, ремни, платки, а также зонты. Большинство дам не остаются равнодушными к сувенирам для душа, массажерам, косметичкам, а также изящной посуде, предметам интерьера и конфетам.
Опрос представителей противоположного пола показал, что в качестве корпоративных презентов сильная половина человечества готова принять все те же ежедневники, сувенирные ручки, визитницы, часы с логотипом. Однако в душе мужчины лелеют надежду на необычные и приятные сувениры, такие как: наборы для пикника, подарки для бани, шейкеры, спортивное снаряжение, уютные пледы и тому подобное. Не изжила себя страсть больших мальчиков и к различным хитроумным устройствам: mp3-плеерам, электронным органайзерам и usb-подаркам (часы с usb, игры, мини-кондиционеры, лампы для клавиатуры). Ничего не имеют мужчины против дорогого алкоголя и аксессуаров для его потребления (бокалы, штопоры и т. д.).
150 руб. в среднем составляет стоимость бизнес-сувенира, заказываемого к праздникам 23 февраля и 8 Марта барнаульскими компаниями