март 1, 2010
Алтай прекрасен, но как туристический регион он только начинает звучать за пределами Сибири, и для создания брэнда еще придется потрудиться. При этом скачок в развитии края как рекреационного центра будет возможен при условии изменения логистики, а именно реконструкции бийского аэропорта и трассы М-52. Тогда и инвестиции бизнеса будут перспективнее и эффективнее. Так можно кратко изложить выводы, к которым пришли участники выездного заседания комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, прошедшего в крае 18–19 февраля.
Горный Алтай.
Идейным вдохновителем и организатором мероприятия стал алтайский сенатор Юрий Шамков. Исходя из того, что говорили он, губернатор и гости, напрашивался однозначный вывод — основная цель визита состояла в "вербовке" региональными властями новых лоббистов идеи реконструкции бийского аэропорта. Собственно, глава региона Александр Карлин в этом прямо признался. Однако неформальное общение 18 февраля (в Сростках, на "Бирюзовой Катуни" и в Белокурихе), а также официальное совещание 19 февраля высветили несколько проблем, определяющих развитие края как туристического центра в целом.
"Я у вас первый раз. Раньше Алтай как туристический регион для меня не звучал, — сказал Николай Тонков, сенатор от Ярославской области. — Я слышал, что здесь красивые места. Потом узнал, что у вас будет создана турзона. Я думал сначала, что кто-то просто лоббирует этот проект в интересах какой-то бизнес-группы. Но когда приехал сюда, понял, что природа и сама жизнь подсказывают: здесь нужно развивать турзону".
О том, что у Алтайского края замечательные предпосылки, чтобы стать крупным турцентром, говорили практически все участники выездного заседания. Однако когда речь заходила о брэнде "Алтай", то формулировка звучала в будущем времени — "должен стать". Главное, утверждали гости, что у краевой власти есть "понимание и желание" работать в этом направлении.
Основная головная боль губернатора в деле развития туризма — создание инфраструктуры. Сегодня и к Белокурихе, и к "Бирюзовой Катуни" подводится газ, в этих же районах обновляются энергомощности, реконструируются дороги. Началось строительство нового моста через Катунь. Власти и эксперты в голос говорят — это прорыв. Но и они же понимают — масштаб маловат. Как сказал руководитель Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько, вопрос географии приезжающих на Алтай туристов — это вопрос транспортной доступности. Его поддержал и ивановский сенатор Юрий Смирнов: "В крае серьезная проблема с аэропортом и с дорогами. Развитие турбизнеса уперлось в два этих момента. Без решения данных вопросов вряд ли можно надеяться на увеличение турпотока".
В выступлении губернатора тема реконструкции воздушных ворот Бийска вообще стала ключевой: "Бийский аэропорт по-прежнему заявлен строчкой в федеральной целевой программе по развитию транспортной инфраструктуры, но судьба его висит на волоске. Мы понимаем, что Минтранс существенно ограничен в ресурсах, но я хотел бы, чтобы понимание значимости бийского аэропорта превалировало". Александр Карлин привел несколько аргументов в пользу этого. Во-первых, сравнительно небольшое расстояние от аэропорта до двух турзон, до Горно-Алтайска, до Белокурихи. Во-вторых, наличие в Бийске фармацевтического кластера, предприятиям которого было бы экономически выгоднее переправлять продукцию авиатранспортом. "Для бюджета федерации сумма немногим более 1 млрд. рублей — небольшие деньги. Но они позволили бы дать мощный эффект развития значительной части территории края и Республики Алтай", — завершил губернатор.
Столь же пламенно глава региона объяснял необходимость перехода "на иное качество" трассы М-52. Она, по словам губернатора, в хорошем состоянии, но откровенно мала, и в сезон с нагрузками не справляется.
Агитационная работа дала плоды — сенаторы прониклись важностью проблемы. "Нужно подключаться к решению проблем развития дорожной сети в крае, — заявил Юрий Смирнов. — Мы ехали сюда: одна полоса — в одну сторону, одна — в другую. Видимо, в сезон тут одна сплошная пробка. Рано или поздно инвестор задумается: а надо ли вкладывать сюда деньги при таком уровне развития дорог". Он же предложил группой сенаторов выйти на правительство, "чтобы помочь региону в вопросе строительства аэропорта". А председатель комиссии Владимир Жидких подытожил: "Мы командно возьмемся за вопрос развития в крае логистической инфраструктуры. Он будет приоритетным для нашей комиссии".
Гораздо меньше возможностей для защиты интересов и решения проблем у турбизнеса, который в деле развития туризма в крае должен выступать в качестве полноценного партнера. Губернатор на заседании прямо заявил, что поддержка турбизнеса — дело хорошее и нужное, но его главная задача как представителя власти — развитие инфраструктуры. Бизнес-то и не против. Однако у представителей отрасли есть проблемы, требующие вмешательства властей, в том числе и федеральных.
Речь прежде всего идет о возможности сокращения издержек. В их числе, конечно, коммунальные платежи, которые, как подметил Сергей Шпилько, "скачут как сумасшедшие". Например, санатории Белокурихи, которые часто упрекают в завышенных ценах, сегодня переживают тяжелый период: из-за кризиса они были вынуждены понизить цены на проживание и лечение, в то же время тарифы для них повысились, по разным данным, на 20–30%.
Еще одну проблему обозначил Сергей Шпилько — это рост земельного налога в разы, вызванный переоценкой кадастровой стоимости земли. "Это сразу лишило смысла очень многие инвестиционные проекты", — говорит он.
Останавливает инвесторов и другой барьер — забюрократизированность системы получения разрешений и согласований. Один из примеров привел вице-губернатор Михаил Щетинин. По его словам, в течение многих месяцев в Минэкономразвития лежат документы на пять новых резидентов турзоны, которые готовы вложить более 4 млрд. рублей. Без согласования ведомства край не может их зарегистрировать. "Это просто ужас какой-то, — возмущается Юрий Смирнов. — Так иногда и хочется взять кнут и всех этим кнутом охаживать. На стадии согласования у многих инвесторов вообще пропадает желание во что-то в России вкладывать".
Эксперты утверждают: в деле поддержки бизнеса не нужно изобретать велосипед, достаточно изучить опыт туристически развитых стран. У них есть чему поучиться, полагает Сергей Шпилько. По его словам, в 21 европейской стране НДС для гостиниц был снижен до 5–7% как антикризисная мера. "Разве там меньше заинтересованы в бюджетных поступлениях? Нет. Но вы представляете выражение лица Кудрина, если ему предложат поступить так же?" — рассуждает глава РСТ.
Получит ли практический эффект обозначение этих проблем на заседании комиссии? На этот вопрос однозначно не смог ответить ни один из присутствовавших гостей. Но как без диктофона сказал один сенатор: "Наша работа — смотреть, слушать, анализировать и доносить информацию до других, в том числе до исполнительной власти. Раньше мы Алтайский край не знали, теперь знаем и будем о нем говорить". Уже хорошо.
1. Создать равные правовые условия для туркомпаний, работающих и на выездной, и на въездной и внутренний туризм. "Если более жестко говорить, то государство должно создавать преференции для компаний, занимающихся внутренним и въездным туризмом. И их не должно быть у тех, кто вывозит наших граждан за рубеж. А сегодня по факту это именно так".
2. Закрепление определения и рекомендаций по функционированию субъектов сельского туризма. "Как часто бывает в нашем любимом отечестве, иногда то или иное явление попадает под сферу ответственности разных ведомств. Транслирует поддержку сельскому туризму Минсельхоз, а вопросы правового регулирования находятся в компетенции другого министерства. В итоге сельский туризм не имеет нормативного закрепления — что это такое. Необходимо принять документы по правилам оказания услуг в этой сфере".
3. Выработать механизмы поддержки строительства объектов туристической инфраструктуры. "К нам проявляют интерес корпоративные инвесторы. Государству, думаю, было бы выгоднее не тратить прямые бюджетные средства на строительство объектов, а помогать инвестору через субсидирование части ставки по кредиту".
4.Упростить механизм регистрации резидентов ОЭЗ "Бирюзовая Катунь".