март 10, 2010
Фильм "Аватар", прогремевший на весь мир, продемонстрировал действительные возможности формата 3D. Причем не только зрителям, но и кинобизнесу. В том, что эта картина даст толчок к развитию цифрового кинопоказа в России, уверен Яков Кац, генеральный директор сети "Киномир". Он рассказал о феномене "Аватара", а также о перспективах развития киноиндустрии в целом.
Яков Кац с оптимизмом смотрит в будущее киноиндустрии. И будущее это - за цифровыми технологиями.
Анна Зайкова
— За цифровым форматом будущее киноиндустрии. Сегодня 90% кинозалов работают на 35-миллиметровой пленке. Теперь это уже устаревающий носитель. Например, в марте будет три месяца как в цифровом формате у нас идет "Аватар". Если бы все это время мы крутили фильм на пленке, от нее бы уже ничего не осталось: с каждым показом и звук, и изображение становятся хуже. При цифровом формате фильм можно показывать сколько угодно без потери качества. Я думаю, через 10–12 лет вообще все будут работать на "цифре".
Чем быстрее произойдет переход на новый формат, тем скорее будет развиваться кинопоказ, в том числе и в малых городах. Но все упирается в цену. Сегодня цифровое оборудование малодоступно широкому кругу потребителей. Минимальная цена проектора с доставкой и монтажом — 4 млн. рублей. Набор оборудования для 150-местного зала стоит около 110 тыс. евро. Для сравнения: на эти деньги можно купить 13 автомобилей "Рено Логан" и открыть фирму такси.
Сегодня цифровое оборудование установлено в "Европе", оно и дает возможность смотреть фильмы в формате 3D. Мы хотели поставить его чуть раньше, чем это произошло на самом деле. Но главное, к чему мы стремились, — чтобы оно обязательно появилось к премьере "Аватара". У этого фильма такая долгая жизнь именно благодаря 3D. "Аватар" побил все рекорды по сборам в мире. В России он собрал $ 109 млн. Из них около 30% составили сборы от показа в формате 3D. Думаю, после "Аватара" в стране произойдет огромный сдвиг в сторону цифрового формата. Хотя и полного отказа от пленки пока не будет. Небольшой пример — лампа для обычного поста стоит 22 тыс. рублей, а для 3D-проектора — 47 тыс. Пока всем будет выгодно работать на пленке, ее будут крутить.
3D оценили и мы, и публика. В ближайшее время мы намерены оборудовать цифровой зал и в "Родине". Очередные премьеры в этом формате — "Алиса в стране чудес" в марте, "Битва титанов" в апреле и, конечно, "Шрек навсегда" в мае. У нас есть желание, чтобы к 8 апреля, к премьере "Битвы титанов", в "Родине" цифровой зал уже заработал.
Кроме того, в России компании начали интересоваться и другим цифровым контентом — тем, который можно передавать. О чем идет речь? Можно при наличии свободного зала делать прямые трансляции оперы из Ла-Скала или, например, с шоу Мадонны. Есть компании, которые обладают правом поставки в Россию такого цифрового контента, мы у них можем его покупать и продавать билеты. В крупных городах уже есть такая практика. Но нам для этого нужны залы. Кресел в Барнауле хватает, а залов — нет. Пока для нас это мечта, но мы к ней планомерно идем.
— Кинотеатрам с одним огромным залом невыгодно переходить на 3D. Возьмем, например, "Мир". Это огромный зал, вмещающий 900 человек. Чтобы "стрельнуть" на 35 метров до экрана, нужно другое оборудование — на 20–30% дороже. Эта техника должна быть совершенно другой мощности: мы в "Мире" работаем на 5-киловаттных лампах при том, что в других кинотеатрах — на 3-киловаттных. Есть и другой момент. Перед сеансом мы должны выдать людям очки, а потом их собрать, а не выпустить через четыре выхода, как это делается сейчас в "Мире". А на выходе — там, где очки собираются обратно, — другие зрители уже ждут следующего сеанса. Получается бардак. Чтобы запустить в зал "Мира" 900 человек, выпустить их обратно и запустить людей на новый сеанс, нужен примерно час. Сейчас мы показываем шесть-семь сеансов в день и тратим на процедуру вход-выход три часа. Если мы запустим в "Мире" 3D, то сможем показывать только три сеанса. Вал мы потеряем.
Как я сегодня позиционирую "Мир"? Та же "Алиса в стране чудес" будет идти в 3D в "Европе", и билет будет стоить от 120 рублей. А в "Мире" не в 3D фильм можно будет посмотреть даже за 60 рублей. В Новосибирске, Омске вы не найдете таких цен даже на утренние сеансы. Пока такой кинотеатр, как "Мир", нужен.
— У нас в прошлом году оборот не упал, даже немного вырос. Совсем незначительно сократилась средняя цена билета — на рубль. Люди стали больше ходить на утренние сеансы. Снизились также расходы зрителей на сопутствующие товары — на попкорн, кока-колу и пр. Вообще, доля доходов от продажи таких товаров в наилучшем случае составляет от 30 до 35%. Сейчас она снизилась.
О тенденциях этого года пока судить невозможно. Январь традиционно является самым кассовым месяцем, он не показателен. К тому же в этом году зима была очень холодная, выбор развлечений у людей был не слишком велик. С другой стороны, из-за морозов у нас выросли затраты на электроэнергию и на отопление.
— Во-первых, у нас уже три года действует электронный билет: стоит оборудование, которое позволяет зрителю купить билет в одном кинотеатре на сеанс в любом другом. Нам часто задают вопрос: "Почему у вас нет электронного бронирования билетов?" Мы введем со временем эту услугу. Но для начала нужно отладить систему. Ведь люди будут бронировать билеты, а потом за 5—10 минут до начала сеанса приходить и выкупать их в кассе. Будут те же самые очереди! Нужно, чтобы зрители заранее не только бронировали, но и выкупали билеты.
На федеральном же уровне принят закон о введении единого электронного кинобилета. Большой вопрос — как эта идея будет реализована в жизнь? ЕГАИС тоже придумали, но он так полноценно и не заработал. Как с кинотеатров намерены собирать информацию, в какой форме — никто не знает.
Думаю, первопричина новшеств началась с вопроса: а где государственные деньги, которые выделяются на кинематограф, и как они возвращаются? У нас и так электронные билеты. Их печатают только две компании в стране. Всю информацию о них мы храним — приходите и смотрите.
Киносети деньги не воруют! Принцип работы такой — 50% от валовых сборов мы перечисляем компании, которая нам дает фильм для проката. С оставшихся 50% мы платим аренду, налоги, коммуналку, зарплату, обслуживаем аппаратуру и развиваемся. Но у нас есть и дополнительные доходы — попкорн, кока-кола и реклама в кинотеатрах.
— Один из самых востребованных форматов сегодня — это кино в торговых центрах. Это объяснимо. Какова ваша мотивация, когда вы идете в торговый центр? В нем вы получаете весь пакет услуг: развлечения, фуд-корт с предложениями на любой вкус и кошелек, возможность сделать разные покупки. В торговом центре можно провести весь день, накупить телегу продуктов и уехать. Кинотеатры в таком месте необходимы. Но и "Родина" тоже нужна. Она находится в центре города, где нет возможности построить что-то новое.
Сложно сказать, какой формат нам выгоднее — "Родины" или "Европы". Если брать показатель средней цены билета, то в "Европе" он немного выше. Но судить только по нему нельзя. Система подсчета должна быть комплексной. Мы в "Родине" начинаем сеансы в 9.10, в 9.15, а в "Европе" — после 10.00, поэтому там и билеты дороже. Загрузка кресел тоже незначительно отличается. В выходные дни она в спальных районах выше. Но в будни это не так, потому что работают и учатся люди преимущественно в центре, и они идут в "Родину" и в "Мир". Кроме того, в "Мир" приезжают жители Новоалтайска и районов-спутников барнаула.
— Если ли у крупных киносетей планы по вхождению на рынок края, я не знаю. Но где им здесь развиваться? Пока все крупные сети — "Синема Парк", "Кронверк Синема", "Формула кино" и "КАРО Фильм" — интересуются только городами-миллионниками. В них цена услуги дороже. И к тому же миллионники растут.
Мы тоже пока грандиозных планов вхождения на другие рынки не строим. По краю? А куда идти? Современные кинотеатры с системой долби работают только в Бийске и Рубцовске. Мы вели переговоры с сетью "Мария-Ра", которая открыла в Бийске крупный торговый центр. Но общего языка не нашли.
— Мы сначала хотели в "Родине" сделать VIP-зал, но поняли, что VIP-публики в Барнауле нет. В таком зале должно быть меньшее, чем обычно, число посадочных мест. В него нужно поставить дорогие кресла. Людям необходимо предложить спецобслуживание. Стоимость билета в VIP-зону стоила бы 400–500 рублей. Будет в такой зал кто-то ходить? Маловероятно. Наше мнение таково: сегодня этот вид услуги в Барнауле будет не востребован.
* Федеральные власти намерены (путем внесения изменений к 126 ФЗ) создать единую автоматизированную информационную систему сведений о показе фильмов в кинозалах: все данные о проданных билетах и о вырученных средствах должны будут поступать через Интернет в единый центр в режиме он-лайн. Одна из называемых причин введения новшества — утаивание кинотеатрами доходов.
Яков Дмитриевич Кац родился я в Барнауле в 1967 году. Окончил школу № 45. В 1991 году окончил лечебный факультет Алтайского государственного медицинского института, позже — Московский государственный университет культуры и искусств, факультет административного менеджмента. Занимался бизнесом. В 2000 году заинтересовался киноиндустрией. В 2001 году стал совладельцем кинотеатра "Мир". С того времени и до сегодняшнего дня возглавляемая им сеть "Киномир" запустила работу четырех кинотеатров и двух развлекательных клубов.
Женат. Воспитывает двух сыновей — Марка и Давида. Хобби у семьи Якова Каца — катание на горных лыжах и сноуборде.
Более $ 738 млн. составили кассовые сборы в российских кинотеатрах в 2009 году.