март 16, 2010
Первый вице-губернатор Алтайского края Сергей Локтев в своей статье рассказывает о том, какие задачи на современном этапе должны решать власть и бизнес.
Сергей Локтев, первый вице-губернатор Алтайского края.
Олег Богданов
— Развитие малого предпринимательства в современный период времени имеет особое значение. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Заслуженно велико значение малого предпринимательства в решении социальных проблем, и в первую очередь безработицы. Статистика показывает, что в промышленно развитых странах на малое предпринимательство приходится до 50–60% всех занятых и до 70–80% новых рабочих мест.
Малые предприятия стали неотъемлемым элементом рынков товаров и рабочей силы, которые наряду с рынком капиталов образуют систему общественного воспроизводства в любой стране. Все эти и другие свойства малого предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики страны и регионов.
— В Алтайском крае подходы к развитию малого и среднего предпринимательства выстраиваются с учетом роли и экономического веса данного сектора. Сегодня в нем занято более трети всего экономически активного населения региона. А значит, семейные бюджеты, социальный статус почти половины миллиона трудоспособных граждан нашего края могут и, более того, зависят, от условий, которые предоставляются для осуществления их экономических инициатив. Предпринимательская деятельность обеспечивает в настоящее время около четверти налоговых сборов в бюджетную систему края, а в некоторых муниципальных образованиях доля малого бизнеса в бюджетах территорий составляет половину всех обязательных платежей.
Политика в отношении предпринимательства является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики края, которая реализуется в полном соответствии с основными национальнымиинтересами. Она строится на принципе обеспечения наибольшего благоприятствования развитию малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект. Необходимо отметить, что финансовые возможности государства во многом влияют на направления развития системы государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, определяют выбор наиболее эффективных механизмов, а также стимулируют поиск новых, внебюджетных форм поддержки.
— Системность в подходах по привлечению дополнительных ресурсов на развитие малого бизнеса позволила Алтайскому краю войти в число лидеров среди субъектов СФО по объему выделенных средств на эти цели из федерального бюджета. В минувшем году участие бюджета страны в региональных проектах поддержки субъектов малого предпринимательства составило 430 млн. рублей. В целом на оказание финансово-кредитной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства края в 2009 году направлено более 530 млн. рублей из средств краевого и федерального бюджетов.
По нашей оценке, бюджетные средства, направляемые на реализацию мероприятий по государственной поддержке, позволили субъектам малого и среднего предпринимательства края привлечь дополнительно порядка 2 млрд. рублей кредитных ресурсов и создать более 1 тыс. дополнительных рабочих мест (включая самозанятость).
Важно, что трансляторами бюджетных ресурсов становятся объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства: Алтайский гарантийный фонд, Алтайский фонд микрозаймов, краевой бизнес-инкубатор, Центр поддержки предпринимательства, муниципальные информационно-консультационные центры. Выполняя свои основные функции по оказанию информационной, имущественной и финансово-кредитной поддержке хозяйствующим субъектам, они также активно взаимодействуют с различными коммерческими, банковскими организациями, органами власти, что в целом положительно отражается на деловом климате в крае. Например, соглашения о сотрудничестве, действующие между Алтайским гарантийным фондом и рядом кредитных учреждений, сделали возможным получение кредита под поручительство фонда практически в режиме "одного окна", что значительно сократило сроки прохождения различных согласовательных процедур и сбора документов.
В 2009 году услугами Алтайского гарантийного фонда воспользовались более 100 субъектов малого и среднего предпринимательства края на сумму 174 млн. рублей. Размер предоставленных кредитов банками под поручительства фонда сегодня составляет порядка 620 млн. рублей. Субъекты предпринимательской деятельности, привлекшие кредиты для реализации бизнес-проектов с использованием средств гарантийного фонда, сохранили численность работающих на своих предприятиях, а это 2 145 человек.
— Сегодня есть абсолютное понимание того, что одним из ключевых моментов в развитии предпринимательства должны стать более тесная интеграция малых предприятий с крупными, широкое внедрение научно-технологических инноваций, освоение новых видов экономической деятельности.
Приоритетной сферой приложения предпринимательства должны становиться отрасли материального производства, сфера услуг. Предприимчивость, основанная на игре с разницей розничных цен, бесперспективна в первую очередь с точки зрения саморазвития предпринимательства, кроме того, нецелесообразна и для направления ресурсов государственной поддержки.
Стоит сказать, что принцип "государственная помощь, предоставляемая на условиях эффективного хозяйствования и социальной отдачи" является определяющим при оказании господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Он используется также при принятии решений о выделении грантовых средств на организацию собственного дела компаниям и предпринимателям, срок деятельности которых не превышает один год. Это новая форма поддержки, в качестве антикризисной меры она впервые была апробирована на территории края в прошлом году и показала высокую востребованность, прежде всего ввиду недостатка собственных стартовых средств у начинающих предпринимателей. Вложение бюджетных ресурсов в реальные, просчитываемые бизнес-проекты позволило организовать новые мини-производства, животноводческие хозяйства, предприятие сферы услуг на территориях 34 муниципальных образований, создать более 500 новых рабочих мест. Эта практика будет продолжена. Кроме того, определение приоритетных направления для предоставления поддержки, отбор перспективных проектов, в том числе с учетом вклада от их реализации в социально-экономическое развитие конкретных территорий, войдет в компетенцию администраций муниципальных образований. Инструментом для этого станет долевое софинансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства из средств краевого бюджета, а в перспективе — из федерального бюджета. Субсидии будут выделяться на условиях конкурсного отбора и только после освоения средств муниципальных программ.
Перенесение части компетенций по развитию малого и среднего бизнеса на местный уровень необходимо рассматривать и как способ мотивировать муниципальные органы власти к созданию собственных механизмов поддержки предпринимательства, к организации схем сопровождения социально значимых бизнес-проектов.
— Актуальной для предпринимательства края является задача по вхождению в новые сегменты рынка, открывающиеся с реализацией крупных региональных инвестиционных проектов. В этой связи принятие управленческих решений для ее выполнения, включая освоение смежных видов экономической деятельности, модернизацию производств, использование инновационных разработок, может выступать существенным фактором для саморазвития предприятий малого и среднего бизнеса в ближайшие 10–20 лет.
Перекосы в отраслевой структуре предпринимательства, когда на протяжении десятка лет наибольший удельный вес принадлежит торговому бизнесу, необходимо выправлять. Инициирование администрацией края создания особых экономических зон туристско-рекреационного и игорного типа, продвижение проектов по организации на территории Бийска биофармацевтического кластера и бизнес-инкубатора инновационного типа, реализация крупномасштабных проектов по освоению сырьевых ресурсов — это есть внятный сигнал и посыл власти к бизнес-сообществу, лишенный, кстати сказать, ненужного администрирования.
— Отдельной значимой и перспективной составляющей экономики региона рассматривается туристическая деятельность. В контексте развития отдельных территорий края туризм может стать главной отраслью, которая сможет обеспечивать занятость населения, способствовать пополнению местных бюджетов, развитию инфраструктуры. Как отметил губернатор Алтайского края Александр Карлин на выездном заседании комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, состоявшемся в феврале в Белокурихе, туристическая деятельность имеет очень серьезный мультипликативный эффект, поскольку влечет изменения во многих связанных с ней сферах: транспорт, гостиничный бизнес, здравоохранение, курортное дело, сельское хозяйство, наука, образование и др. Если 7% трудоспособного населения Алтайского края будет занято в туристической отрасли, то этот показатель будет для нас желаемым.
Еще один фактор саморазвития предпринимательства — структура менеджмента. Не подлежит сомнению тот факт, что для достижения успеха в бизнесе необходимо, чтобы малыми предприятиями руководили более подготовленные, нацеленные на результат люди. В этом отношении значимым проектом, стартовавшим в прошлом году, стала губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для малого и среднего бизнеса. Алтайский край является единственным регионом в СФО, где начала работать такая форма поддержки предпринимателей.Принимая на себя эти обязательства, регион рассчитывает получить отдачу в виде высокого профессионального стандарта тех, кто работает в малом и среднем бизнесе. Первый выпуск — 150 слушателей программы — состоится в этом году, что, как мы надеемся, позитивно отразится на качестве маркетинговых, инвестиционных и правовых решений в сфере предпринимательства.
Сектор малых предприятий образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем послании подчеркнул, что "отечественная экономика должна наконец переориентироваться именно на реальные потребности людей", которые "сегодня главным образом связаны с обеспечением безопасности, с улучшением здоровья, с доступом к энергии и к информации".
Приоритеты обозначены. Нужно работать с той степенью ответственности, которая возлагается государством на предпринимательство, как на авангард новаторских сил общества.